• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фактчекинг: зачем нужен закон о Байкале

Фактчекинг: зачем нужен закон о Байкале

© iStock / avdeev007

В Сети пишут о том, что закон о защите Байкала нацелен не на охрану озера, а на утверждение прав коммерсантов. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Как пишут в соцсетях и СМИ, депутаты Госдумы представили новые поправки к законопроекту, касающемуся охраны озера Байкал, и документ очень сильно отличается от версии, представленной в июле 2023 года. Протесты экологов, в частности, вызвала норма законопроекта о том, что разрешены сплошные рубки в центральной экологической зоне Байкальской природной территории для строительства и эксплуатации не только селезащитных и гидротехнических сооружений, но и гостиниц, кафе, туалетов, автомобильных дорог.

Член Комитета Госдумы по экологии Николай Будуев заявил в беседе с корреспондентом РБК, что принятие в такой редакции закона станет «катастрофой» для Байкала. «Этот законопроект делает режим охраны природы в центральной экологической зоне Байкала слабее, чем общефедеральные режимы, касающиеся других объектов. То есть в результате леса на Байкале в Бурятии будут защищены хуже, чем обычные леса по России», — говорит он. По его словам, законопроект позволит «получить коммерческим организациям особо ценные земли на Байкале».

Действительно, недавно для общественного обсуждения были выложены поправки к закону «Об охране озера Байкал». Ознакомиться с ними можно в телеграм-канале Николая Будуева. «Как сторонник открытости в важных для общества вопросах, прошу ознакомиться с законопроектом ко 2-му чтению и дать свою оценку с точки зрения рисков для Байкала и пользы для экономики нашей страны», — пишет он.

Напомним, в первом чтении документ вызвал ожесточенные споры в парламенте и правительстве. В частности, многих возмутило предложение разрешить в особых случаях «сплошные рубки лесных насаждений». Как отметил депутат Госдумы Сергей Тен (его слова приводит пресс-служба депутата), на данный момент проведена огромная работа по подготовке законопроекта ко второму чтению. В частности, с 2023 года проведено более 50 экспертных и научных обсуждений.

По данным Сергея Тена, механизма «сплошных рубок» в законопроекте, представленном ко второму чтению, нет. Вместо этого вводится возможность перевода земель лесного фонда в земли других категорий в случае строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов. Также это возможно сделать для «противопожарных разрывов в конкретных населенных пунктах».

© iStock / tolstnev

«На переведенных участках под противопожарные разрывы законодательно запрещено размещать капитальные и временные объекты. Возможность перевода ограничивается 1 декабря 2030 года. Далее эта норма действовать не будет. Перевод земель возможен только при наличии проекта и положительного заключения государственной экологической экспертизы, на основании акта уполномоченного правительством России федерального органа исполнительной власти. При переводе земель вводится обязанность осуществлять лесовосстановление на площади в пять раз больше, чем площадь земельного участка, который был переведен в другую категорию», — комментирует он.

На прошедшем на днях заседании экспертного совета Комитета по экологии Госдумы глава комитета Дмитрий Кобылкин описал ситуацию, которая на данный момент сложилась в центральной экологической зоне, в которую входит озеро Байкал с островами и прилегающие к нему особо охраняемые природные территории. «В центральной экологической зоне расположено 158 населенных пунктов. За 20 лет туристический поток вырос более чем в 3 раза — до 2 миллионов человек. 116 населенных пунктов — это 73% всех населенных пунктов в ЦЭЗ — не охвачены системой централизованного водоотведения. По данным МЧС России, 57 населенных пунктов не имеют противопожарных расстояний» (цитата из материала агентства НИА-Бурятия), — отмечает он.

Ранее Дмитрий Кобылкин не раз подчеркивал, что вопросы, связанные с возможностью осуществлять права местных жителей, нужно срочно решать. Без решения этих вопросов права людей ограничены. Местные жители не могут получить ипотеку или использовать материнский капитал для строительства. «Много запутанных вопросов из-за несогласованности законодательства и матрешечности Байкальской природной территории. Все это привело к ограничению прав живущих здесь людей. Но их жизнедеятельность является неотъемлемой частью экологического благополучия озера Байкал. Люди должны жить достойно», — отмечал депутат.

Власти субъектов, которые затрагивает законопроект, поддерживают предложенные ко второму чтению изменения. Так, «за» высказались и глава Бурятии Алексей Цыденов, и представитель губернатора Иркутской области Игоря Кобзева. «Перевод земель — это не муниципальный уровень, это акт правительства России», — отметил, в частности, Цыденов (цитата из материала агентства РБК). Для этого потребуется около двух лет. Так, год уйдет только на экспертизу, а потом еще год — на подготовку акта правительства. Поправки регион принимает, поскольку, по словам Цыденова, «это компромисс между тем, что надо решать вопрос, и контролем того, что происходит, чтобы не было злоупотреблений».

В данный момент идет дальнейшее обсуждение законопроекта. Срок предложения поправок к нему продлен до 1 июля.