Фактчекинг: Россия впала в зависимость от Китая?

Фактчекинг: Россия впала в зависимость от Китая?

© iStock

В зарубежных и российских СМИ пишут о том, что Россия находится в высокой степени зависимости от Китая. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

СМИ со ссылкой на высказывание президента Финляндии Александра Стубба пишут о том, что Россия находится в высокой степени зависимости от Китая и Пекин мог бы «положить конец войне на Украине».

Китайские власти со своей стороны практически сразу опровергли заявление президента Финляндии. «И Китай, и Россия являются независимыми крупными странами. Китай не создавал украинский кризис», — процитировала газета «Коммерсант» пресс-секретаря Министерства иностранных дел Китая Мао Нин.

Информация о зависимости России от Китая появляется в СМИ регулярно начиная с 2021 года. И нередко инфоповоды инициируют власти и регуляторы финансового рынка Финляндии. Например, в 2022 году со ссылкой на Институт стран с переходной экономикой при Банке Финляндии в СМИ утверждалось, что Россия стала второй после КНДР страной по степени зависимости от КНР. Также в прошлом году агентство Bloomberg опубликовало статью, в которой эксперты заявили о технологической зависимости России от Китая.

Статистика не дает оснований считать, что Россия находится в полной зависимости от Китая. По сообщению агентства «РИА Новости», товарооборот Китая и России за январь — ноябрь 2023 года вырос на 26,7%, составив рекордные 218,17 млрд долларов. При этом Россия поставила товаров больше, чем купила: 117,84 млрд долларов против 100,33 млрд.

Не наблюдается в России и зависимости от китайского юаня. Речь идет о дедолларизации как внешней торговли, так и финансовых инструментов. В частности, доля юаня во внешнеторговых расчетах выросла в десятки раз, но составляет только около трети, тогда как раньше почти все расчеты шли в долларах.

«Сейчас внешнеэкономическая деятельность очень активно переключается на использование других валют, прежде всего юаня. Например, в экспорте России два года назад доля китайской валюты была 0,4%, а по последним данным — 34,5%, в импорте она выросла с 4,3 до 36,4%», — рассказала в интервью «РИА Новости» председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

При этом основной валютой для внешней торговли стал рубль. «Рубль стал основной валютой расчетов России по экспорту, причем даже с недружественными странами. Юань же активно используется в торговле России со странами помимо Китая. Такие данные РБК раскрыли в Минэкономразвития», — пишет агентство РБК.

Также, по данным ЦБ, на которые ссылаются СМИ, в 2023 году юань вышел на первое место по объему депозитов, но с долей всего 5,6% от всех депозитов, включая рубли и «токсичные» валюты.

Недавнее высказывание президента Финляндии прокомментировал замглавы Института экономики и делового администрирования при Педагогическом университете Центрального Китая Чжоу Вэйди. В беседе с ТАСС он заявил, что отношения между Россией и КНР находятся на стадии «наибольшего расцвета», а укрепление партнерства стран «благоприятно скажется на мировой экономике».

Ранее директор Института Китая и современной Азии РАН Кирилл Бабаев, комментируя тему взаимоотношений России и Китая, сообщил, что «КНР и Россия зависят друг от друга совершенно одинаково, в равной степени». Китай, как отметил эксперт, не может развивать свою экономику без недорогих энергоносителей, а Россия будет гораздо хуже себя чувствовать без помощи Китая в области промышленности и оборудования.

Сергей Цыплаков

Профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Цыплаков говорит, что «на Западе в последние годы прививается мнение, что Россия стала вассалом Китая». Но никаких реальных оснований так считать, по его словам, нет.

«Да, степень взаимодействия России и Китая в последние годы увеличилась, — пояснил эксперт. — У Китая есть определенное преимущество в торговых операциях между двумя странами. Но все равно речь идет только о взаимовыгодной зависимости двух стран, не более того».

Сергей Цыплаков также отметил, что по объему торговых операций сегодня Китай для России — крупнейший партнер. «И хотя наша страна официально не публикует данные по международной торговле, доля Китая в балансе внешнеторговых операций России оценивается примерно в 33%, то есть превышает долю всех стран Евросоюза вместе взятых, — рассказал он. — Важно и то, что через Китай идет значительная часть импорта в Россию. Но и сам Китай не сокращает экспорт из России и примерно 20% нефти и газа получает из нашей страны». Профессор НИУ ВШЭ видит две основные причины столь радикального высказывания президента Финляндии. «Во-первых, с самого начала украинского кризиса на Западе постоянно говорят, что Китай должен как-то повлиять на Россию. Для Запада это значит, что Китай должен присоединиться к антироссийским санкциям, но это нереалистичный сценарий. Во-вторых, роль Китая в урегулировании кризиса возросла после прошедшего в июне 2024 года в Швейцарии мирного саммита по Украине, и заявление Александра Стубба свидетельствует о том, что на Западе это понимают», — отметил эксперт.