Фактчекинг: в России придется платить за углеродный след?
В СМИ пишут о том, что в России принят закон, согласно которому плата за углеродный след будет взиматься с любого бизнеса, включая самозанятых. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Как сообщается в соцсетях, реализация Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года приведет к тому, что плата за углеродный след будет взиматься с любого бизнеса. Утверждается, что платить придется всем гражданам России, в том числе и самозанятым.
По мнению многих ученых, сжигание ископаемого топлива приводит к выделению углекислого газа, который поднимается в верхние слои атмосферы и там накапливается. Поэтому происходит изменение климата. Многие страны ведут экологическую политику, направленную на снижение выделения углекислого газа. Они пытаются поощрять применение более чистых альтернатив ископаемого топлива, а также использование энергосберегающих технологий, тем самым тормозя процессы глобального потепления. В некоторых странах (например, Германии, Дании, Индии) также введен углеродный налог, который взимается с компаний, слишком сильно загрязняющих атмосферу. Однако в России его нет.
Россия пытается внести свой вклад в снижение количества выбросов в атмосферу. Наша страна еще в 2019 году присоединилась к Парижскому соглашению по климату. Этот документ направлен на снижение выбросов парниковых газов в атмосферу. Цель соглашения — не допустить превышения глобальной среднегодовой температуры на планете к 2100 году более чем на 2 градуса Цельсия от доиндустриального уровня и принять меры для удержания потепления в пределах 1,5 градуса. Однако в Парижском соглашении нет конкретных количественных целей по сокращению или ограничению выбросов парниковых газов.
Еще в 2020 году президент России выпустил указ о необходимости ограничения выбросов парниковых газов. Так, согласно ему к 2030 году выбросы парниковых газов должны снизиться до 70% от уровня 1990 года (не более 2162,4 млн тонн эквивалента).
В разработанной для выполнения указа президента правительством России Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года говорится о том, что в случае введения денежного сбора на углекислый газ должен быть соблюден баланс стабильности финансовой системы и климатических рисков. На данный момент Россия обсуждает операционный план этой стратегии. Это основной документ, который поможет в реализации стратегии. Как пояснял ТАСС первый заместитель министра экономического развития Илья Торосов, любое мероприятие плана оценивается с учетом его влияния на социально-экономическое развитие нашей страны. Минэкономразвития «будет очень и очень аккуратно подходить» к вопросу взимания с бизнеса платы за выбросы парниковых газов, обещал глава министерства Максим Решетников в ходе Климатического форума в рамках Недели российского бизнеса.
Таким образом, в России меры финансовой и налоговой политики, направленные на снижение выбросов парниковых газов, пока только обсуждаются. На законодательном уровне не было принято никаких решений о взимании с бизнеса углеродного налога. При этом о налогах с граждан речи и вовсе не идет.
Россия не отказывается от заботы об экологии. В частности, продолжается работа по контролю за выбросами в атмосферу. С прошлого года Россия начала вести реестр выбросов парниковых газов, который позволяет в автоматическом режиме собирать отчетность промышленных предприятий, выбрасывающих более 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа в год. «Углеродная отчетность поможет понять, как Россия движется к углеродной нейтральности к 2060 году, обозначенной президентом, и при необходимости принять дополнительные меры государственного регулирования», — отмечается на сайте Минэкономразвития. О том, что Россия планирует выйти на углеродную нейтральность не позднее 2060 года, президент России Владимир Путин заявил в ноябре 2023 года на виртуальном саммите G20.
Между тем, как отмечают эксперты, под флагом зеленой повестки страны вполне могут проталкивать свои интересы, дискриминируя другие государства, экономическая деятельность которых связана с добычей нефти и газа.
Борис Моргунов
«В основу современных климатических моделей положена гипотеза антропогенной природы глобального потепления. Такой однобокий подход и лоббирование принятия международно-правовых документов по сокращению функционирования так называемых грязных производств в полной мере отвечает интересам технологически развитых стран, поскольку сокращает возможности экономического развития других государств», — ранее комментировал фактчекинговому проекту ситуацию директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов.
По его словам, недооценка многих факторов, которые приводят к возникновению глобального потепления, ведет к тому, что основные международные климатические соглашения часто не выполняются.
Сейчас в международных документах практически не учитывается такой фактор, как естественная изменчивость климата, констатирует эксперт.
«Очевидно, что современные международные климатические модели должны учитывать все без исключения факторы, вызывающие глобальное потепление, и требуют существенной корректировки. При этом, безусловно, курс на снижение материальной и углеродной емкости национальной экономики, смягчение последствий и адаптацию к изменениям климата должен оставаться в фокусе внимания», — отмечал Борис Моргунов.