Фактчекинг: МВФ контролирует Россию?
В соцсетях пишут о том, что МВФ контролирует Россию. Авторы постов считают, что организация пишет программы реформ для РФ. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Пользователи соцсетей пишут, что МВ пишет программы реформ для РФ, например выдвигает требования о повышении пенсионного возраста, а также ставок НДС.
Решение о создании МВФ было принято в июле 1944 года в американском городе Бреттон-Вудсе, где проходила конференция, на которой страны решали, как восстанавливать экономики после Второй мировой. Россия присоединилась к МВФ в 1992 году.
В отношении государств, которые МВФ кредитует, фонд вправе ставить условия. «Как правило, правительство страны и МВФ согласовывают программу мер экономической политики, прежде чем МВФ предоставит стране кредит. В большинстве случаев обязательства страны по реализации определенных мер политики, известные как условия в отношении экономической политики, являются неотъемлемой частью кредитования МВФ», — говорится на сайте МВФ. При этом ряд стран, которым фонд выдавал кредиты, брали их под обязательства проведения различных реформ, в том числе касающихся либерализации пенсионного рынка и проведения налоговых реформ.
Россия уже много лет не берет кредиты у МВФ и, соответственно, не несет перед фондом обязательств по «реформам» и проводит полностью независимую экономическую и денежно-кредитную политику. Последний транш был получен в 1999 году, с 2000 года новых займов РФ не брала. Полностью по долгам перед МВФ наша страна рассчиталась в 2005 году, после чего сразу стало «гораздо легче», рассказывал министр финансов РФ Антон Силуанов. «Вздохнули сразу гораздо легче, понимая: теперь мы независимы в проведении своей экономической и финансовой политики, и во многом просто стало гораздо комфортнее работать без присмотра со стороны», — говорил он.
При этом в последние годы Россия планомерно снижает внешний долг. По оценке Банка России, внешний долг РФ по состоянию на 1 июля 2024 года составил 306,1 млрд долларов, снизившись с начала 2024 года на 10,7 млрд долларов, или на 3,4%. Динамика показателя определялась в основном сокращением обязательств прочих секторов по привлеченным кредитам и займам, в том числе в рамках отношений прямого инвестирования, отмечает регулятор. По сравнению с пиковым показателем на 1 июля 2014 года (732,8 млрд долларов) внешний долг снизился более чем в два раза.
О том, в каких сферах на данный момент идет сотрудничество МВФ и России, подробно рассказывается на сайте ЦБ РФ. Совместно с Минфином Банк России представляет Россию в МВФ, защищает интересы и продвигает позицию нашей страны по инициативам и проектам, реализуемым фондом, сообщает Центробанк.
«Начиная с 2010 года каждые пять лет МВФ совместно с Группой Всемирного банка проводит комплексный анализ российского финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (Financial Sector Assessment Program, FSAP). К проведению FSAP МВФ привлекает Банк России, федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и других участников российского финансового сектора. Особое внимание уделяется регулированию и надзорным практикам в банковском секторе, на рынке ценных бумаг, в области анализа системных рисков, макропруденциальной политики, ПОД/ФТ», — отмечает Банк России на своем сайте.
При этом, как обращает внимание российский регулятор, участие в консультациях и оценке FSAP является обязательством Российской Федерации в соответствии с уставом МВФ. Но рекомендации по итогам этих консультаций и оценки FSAP не являются обязательными к исполнению.
«Российская Федерация вправе полностью или частично отказываться от их имплементации в регулирование и надзорные практики», — подчеркивает Центробанк.
В прошлом году обсуждался законопроект о выходе России из МВФ. Как подчеркивали в КПРФ, которая и выдвинула законопроект, членство в МВФ не помешало вводить против России санкции. По их мнению, участие в фонде лишает Москву валютной самостоятельности.
Но в правительстве этот законопроект не поддержали. Как заявлял заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов, МВФ — важная переговорная площадка, поэтому России не следует выходить из структуры.
«Я не поддерживаю эту инициативу. На сегодняшний день стало очевидно, что для России указания каких-либо международных структур перестали быть значимыми. Когда речь идет о выходе из международных структур, это должно иметь очень серьезные основания, потому что в любом случае международные финансовые структуры — это переговорная площадка. Если в официальном формате какие-то мнения не учитываются — я сейчас говорю не только о МВФ, — то все равно существует формат дипломатии на полях, формат переговоров на этих площадках. Я думаю, что здравый смысл пребывания там остается. Что касается инициативы КПРФ, это не первая инициатива по выходу из различных структур. Это просто политический формат», — объяснял он в беседе с корреспондентом НСН.
Эксперты также отмечали, что членство в организации дает России возможность обсуждать решение проблем мировой валютной системы. По словам профессора Северо-Западного института управления РАНХиГС Марии Конягиной, которые приводит газета «Известия», авторы законопроекта заблуждаются в своих выводах относительно формирования курса рубля. Страны-члены могут повышать и понижать курс национальной валюты через валютные интервенции.
Руководство МВФ опасается, что в случае возможного выхода России из организации фонд может лишиться своего глобального статуса, рассказал в мае в интервью «РИА Новости» исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин. Но, по его словам, выход РФ из МВФ ослабил бы позиции тех стран, которые нуждаются в поддержке Москвы. «Ведь состав совета директоров разделился поровну: по 12 кресел у западных и незападных стран. При этом распределение голосов примерно 60 на 40 процентов в пользу западных стран», — отметил Алексей Можин.
Александр Абрамов
Профессор ВШЭ Александр Абрамов также считает, что сотрудничество России и МВФ плодотворно. «МВФ выпускает ценные аналитические обзоры. Это орган, отвечающий за краткосрочную международную стабильность, и он дает доступ к ценной международной статистике, возможность сопоставлять российскую экономику с другими странами. Также добровольно исключать себя из программы сотрудничества с МВФ нецелесообразно, поскольку фонд участвует в предоставлении программ помощи бедным странам, в частности странам Африки», — комментирует эксперт.