• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фактчекинг: в России появится зерновая госмонополия?

Фактчекинг: в России появится зерновая госмонополия?

© iStock

В СМИ пишут о том, что Россия создает госмонополию на экспорт продовольствия. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа». 

Как пишут в ряде СМИ, Россия воссоздаст государственную монополию на экспорт зерна и других видов продовольствия, существовавшую во времена СССР.

На данный момент Россия — один из крупнейших экспортеров продовольствия. В 2023 году наша страна занимала 17-е место среди мировых экспортеров продовольствия. Россия поставила в прошлом году более 103 млн тонн сельхозпродукции на 43,5 млрд долларов. Основной продукцией было зерно, на которое в 2023 году пришлось 37% агроэкспорта. К 2030 году объем производства в АПК должен увеличиться на четверть, а экспорт агропродукции — в 1,5 раза. Эта цель поставлена президентом России Владимиром Путиным в майских указах.

По словам генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, которые приводит издание «Поле.рф», завершившийся экспортный зерновой сезон действительно стал для России рекордным по многим культурам. Общий объем экспорта зерна превысил 74 млн тонн (без учета Крыма и новых регионов), в том числе более 54 млн тонн пшеницы. «Поставки ячменя из России в прошедшем сельхозгоду достигли рекорда и составили более 8 млн тонн, что позволило нашей стране впервые стать лидером по экспорту этой культуры в мире. Экспорт кукурузы также был рекордным и составил около 7 млн тонн. Экспорт ржи и овса также стали рекордными. Кроме того, в прошлом сельхозгоду был гигантским размер экспорта зернобобовых», — отметил он.

Рекорды также поставлены по поставкам в отдельные страны, например в Бразилию, Мексику, Бангладеш, а также по экспорту гороха и ячменя в Китай.

По мнению экспертов, для России цель нарастить экспорт продовольствия к 2030 году в 1,5 раза вполне осуществима. Однако необходимо решить целый ряд проблем, которые мешают развитию отрасли.

Как отметил в интервью «Российской газете» генеральный директор ГК «Русагро» Тимур Липатов, нашей стране необходимо сфокусироваться на крупных продуктовых группах, которые востребованы на больших платежеспособных рынках. Пшеница, ячмень и масла могут дать рост экспорта на 15 млрд. После этого необходимо продвигать и другие продуктовые ниши — корма, белки, переработку. При этом для роста экспорта сои и кукурузы нужно снизить себестоимость их производства. В целом, по словам эксперта, нужно решить несколько проблем, ограничивающих рост экспорта. Это в том числе преодоление логистических сложностей, обеспечение доступа российских аграриев к эффективной генетике и защита сельхозпроизводителей от падения маржи.

Планов вводить госмонополию на экспорт у властей нет, а есть планы, как отмечал недавно в интервью РБК глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, повысить качество экспортируемой продукции. Сейчас в ряде случаев это качество оставляет желать лучшего.

В 2024 году, в частности, Россельхознадзор получил уведомления от ряда стран-импортеров о несоответствии качества российского зерна их требованиям. Сергей Данкверт привел несколько примеров поставок некачественной продукции российскими аграриями. «У нас привыкли брать зерно из разных мест и смешивать в один элеватор, а потом из него распределять: это и в Турцию, и в Египет, и в Пакистан. Но если мы хотим поставлять в страны, у которых высокие фитосанитарные требования, нам нужен порядок. Если не будете дорабатывать [зерно], будете иметь претензии. Так было с “Рифом” (крупнейший российский зернотрейдер. — Ред.): нашли сорняки, которые запрещены в Египте, а они говорят: “У нас принимали здесь закупщики из государственной компании Египта”. Но у нас подход такой: либо дайте письмо от министерства, что такое зерно примут, либо отправьте в другую страну, где требования ниже», — объяснил он.

По его словам, если ты выращиваешь зерно на территории, где не борешься с сорняками, то не можешь быть экспортером. «А то у нас эйфория: стали экспортерами — давайте все на экспорт. А потом, когда есть претензии от стран-покупателей: “Ну мы уже погрузили зерно, мы уже не можем что-то изменить”», — говорил в интервью Сергей Данкверт.

Чтобы не было нарушений, он предложил перераспределить ранее утвержденные квоты на вывоз зерна. А если и эти меры не помогут, то поможет усиленный госконтроль в сфере экспорта продовольствия. «В этом отношении мы сторонники бывшей социалистической советской системы, которая звучит некрасиво, но действует эффективно, когда государство брало на себя роль главного трейдера по ввозу и вывозу важнейших продуктов», — отметил чиновник.