Фактчекинг: железные дороги встанут из-за нехватки локомотивов?

Фактчекинг: железные дороги встанут из-за нехватки локомотивов?

© iStock

В Сети распространяется информация о том, что российские железные дороги в скором времени ожидают проблемы из-за санкций. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

В Сети пишут, что ОАО «РЖД» якобы столкнулось с острой нехваткой локомотивов, вызванной западными санкциями.

«Санкции привели к дефициту шариковых подшипников, что повлияло на обслуживание локомотивов. Это привело к увеличению количества неисправностей в поездах сети», — пишут в соцсетях. Авторы постов оценивают ситуацию как критическую, способную «в считанные дни» привести к «полному коллапсу всей железнодорожной сети в стране» и полной остановке грузовых перевозок.

Информация о «крахе из-за нехватки локомотивов» не соответствует действительности. Несмотря на санкции, производство железнодорожной техники в России стабильно. По данным Росстата, в прошлом году было произведено 314 магистральных электровозов, что всего на 7 штук меньше, чем в 2022 году, и на 24 больше, чем в 2021-м. За первое полугодие этого года выпущено 153 электровоза, что превышает показатель за аналогичный период прошлого года на 4,1%. Выпуск магистральных тепловозов за январь — июнь 2024 года вырос на 45,7%, до 137 секций. В 2023 году было выпущено 214 секций, что на 23% больше, чем в 2022 году. Также в 2023 году произведено 292 маневровых и промышленных тепловоза против 277 и 276 в 2022 и 2021 годах соответственно.

Стоит отметить, что уже продолжительное время производство электровозов и тепловозов в России находится на высоком уровне, превышая даже показатели последних лет советского периода. Так, в 1990 году, по данным Росстата, было выпущено всего 46 секций магистральных тепловозов и 206 магистральных электровозов. А в 90-е годы все рухнуло без всяких санкций: объемы выпуска исчислялись парой десятков штук. Первый раз с 1990 года больше сотни (107) электровозов удалось сделать только в 2005 году.

Показатели грузооборота железнодорожного транспорта также стабильны и находятся на уровне, превышающем допандемийные показатели. По итогам 2023 года, по данным Росстата, железнодорожный грузооборот составил 2,638 млрд тонно-километров — примерно столько же, сколько в 2022 и 2021 годах, и на 1,3% выше уровня 2019 года. Для сравнения: в 2000 году грузооборот составлял всего 1,373 млрд тонно-километров.

Кроме того, рабочий парк груженых железнодорожных вагонов (в среднем в сутки) в 2023 году составил 470 тысяч — это максимальный показатель с 2000 года.

Глава РЖД Олег Белозёров в начале этого года на встрече с президентом России Владимиром Путиным отмечал, что компания по многим показателям находится в числе мировых лидеров.

«Грузонапряженность — это показатель перевоза миллионов тонн на один километр дороги. И, соответственно, этот показатель у нас абсолютно уникальный, мы на первом месте: более 30 млн тонн мы перевозим на один километр дороги, — рассказал Олег Белозёров. — Второе место занимаем по грузообороту, третье место — по эксплуатационной длине, четвертое место — по пассажирообороту. Индия и Китай — понятно почему [впереди]: там большое население. Япония делала всегда акцент на железнодорожный транспорт, поэтому у них тоже высокие показатели. Сегодняшние высокие места — это ежедневный труд коллектива».

Он также подчеркнул, что развиваются все транспортные коридоры, необходимые стране: «Все коридоры, уважаемый Владимир Владимирович, дают прирост. Все. Восток — плюс пять процентов в целом, экспорт — плюс семь процентов».

Татьяна Кулакова

В то же время сейчас РЖД признает возникновение проблемы, связанной с увеличением сроков ремонта локомотивов, говорит директор Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова. Однако она характерна не для всей сети железных дорог. Основными причинами называется отсутствие запасных частей и персонала.

«Между тем РЖД планирует каждый год закупать около 850 локомотивов с 2025 по 2035 год. Источники финансирования определены. В производстве новых локомотивов импортные комплектующие почти замещены. Выпускаются новые модели локомотивов с использованием российских технологий. Правительство поддерживает железнодорожную отрасль и железнодорожное машиностроение в решении проблем, возникших в результате введения санкций. Поэтому коллапс железнодорожной сети по этой причине вряд ли наступит, скорее произойдут изменения на рынке локомотивной тяги», — подчеркнула профессор.