Фактчекинг: падение продаж предметов для развлечения показывает обнищание населения?
В Сети распространяется информация, что падение уровня продаж предметов для развлечения показывает общее обнищание населения. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
В соцсетях обсуждают данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) за 6 месяцев 2024 года, согласно которым объемы продаж продуктов питания впервые обогнали такие категории, как товары для дома, одежда и электроника. Некоторые пользователи полагают, что этот тренд свидетельствует о снижении уровня жизни россиян. «Падение уровня продаж предметов для развлечения показывает общее обнищание населения», — считает автор комментария.
В оригинальном сообщении АКИТ говорится о росте объемов продаж российской интернет-торговли: в первом полугодии 2024 года он достиг 41%. С января по июнь россияне совершили онлайн-покупки почти на 3,9 трлн рублей. При этом доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж страны составила 14,9%.
Рост онлайн-продаж отмечается во всех категориях. Больше всего приросли аптеки (+172%), товары для творчества (+158%), инструменты и садовая техника (+129%), автозапчасти и автоаксессуары (+128%), подарки и цветы (+97%), ювелирные изделия и часы (+89%), продукты питания (+69%).
«Очевидно, что сегодня интернет-торговля становится важным каналом для населения: в тех регионах, где недостаточно развит ритейл, где сложные рельефы местности и непростой климат, это оказалось настоящей возможностью для местных жителей приобрести огромный ассортимент товаров, доступных ранее только в городах-миллионниках», — отмечает президент АКИТ Артём Соколов.
Путаницы добавила такая статистика: самые популярные товары снизили свои доли в общем объеме интернет-покупок за счет роста других категорий. Из-за этого и произошло перераспределение позиций, и на первой строчке оказались продукты питания: на них на локальном рынке приходится 15,8% от всех покупок. Сюда входят быстрорастущая доставка готовой еды, блюд из ресторанов, сервис агрегаторов и продукты из магазинов.
Соответственно, в общем объеме интернет-покупок уменьшились доли товаров тех категорий, которые ранее удерживали лидерство, — электроники и бытовой техники, мебели и товаров для дома, одежды и обуви, товаров для красоты и здоровья.
Компания Ozon fresh пояснила РБК, что россияне активнее переходят на покупки товаров ежедневного потребления в онлайн из-за расширения каналов доставки и ассортимента. «Рост продаж продуктов и готовой еды на рынке — это отражение покупательских трендов, которые усиливаются уже третий год подряд», — подчеркнула директор по развитию и коммерции сервиса Арина Князева.
Если же говорить о благосостоянии россиян, то, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения в первом квартале 2024 года выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,8%, а во втором — на 9,6%. В 2023 году, по данным ведомства, они также выросли на 5,8% после снижения на 1% в 2022 году.
Это стало максимальным показателем с 2014 года, от которого Росстат ведет статистический ряд по динамике реальных доходов. Минэкономразвития РФ, согласно апрельскому макропрогнозу, ожидает рост реальных располагаемых доходов населения РФ в 2024 году на 5,2%, в 2025-м — на 3,5%, в 2026-м — на 3%.
Главный драйвер роста доходов в 2024 году — стремительный рост зарплат в условиях дефицита кадров, говорят эксперты РБК. Еще одним фактором, вклад которого в рост доходов населения увеличился, стали доходы от собственности, куда входят выросшие поступления от размещения денег на депозитах на фоне высоких ставок.
Данные Росстата демонстрируют, что в структуре денежных доходов населения во втором квартале по сравнению с соответствующим периодом 2023 года возросла доля оплаты труда (с 59,9 до 62%). Оплата труда наемных работников как компонент денежных доходов в первом полугодии 2024 года выросла на 10,1% в реальном выражении к тому же периоду 2023 года, что внесло основной вклад в рост реальных располагаемых доходов, сообщили РБК в пресс-службе Минэкономразвития. «Важно, что фиксируется рост зарплат выше среднего по стране в отраслях, приоритетных для формирования экономики предложения, — обрабатывающие производства, а также информация и связь», — подчеркнули в ведомстве.
Среднедушевой ежемесячный доход среди наиболее обеспеченных россиян достиг 227 тысяч рублей, говорится в исследовании НИУ ВШЭ. Медианный душевой доход 10% населения России составил 180 тысяч рублей. Наиболее распространенный — около 20% — доход самых богатых россиян составил 300–400 тысяч рублей. Около 18% из числа богатейших граждан ежемесячно зарабатывают 100–200 тысяч рублей. Наконец, доход выше 900 тысяч рублей зафиксирован у 8–9% жителей России.
Кроме того, в России сохраняется аномально низкий уровень безработицы. В июле он сократился до 3%: согласно данным Росстата, такие показатели за период наблюдений с 1991 года обновили исторический миниму.