Фактчекинг: высокие ставки тормозят экономический рост?
В Сети распространяется информация, что высокие процентные ставки продолжают тормозить экономический рост по всему миру, что влияет и на нефтяной рынок. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Повышение ключевых процентных ставок используется в денежно-кредитной политике как механизм таргетирования инфляции. В настоящее время ключевые процентные ставки во многих странах мира действительно держатся на максимальных уровнях за много лет, что стало ответом на всплеск инфляции, начавшийся вслед за массированными монетарными вливаниями во время и после пандемии.
Монетарные власти США и Евросоюза начали цикл повышения ставок в 2022 году и довели их до многолетнего максимума летом 2023 года. Так, ФРС США из-за высокой инфляции в июле 2023 года повысила ставку до уровня 2001 года, до 5,25–5,5%, и с тех пор ее не снижала. Европейский центральный банк тогда же поднял все три процентные ставки на уровни кризиса доткомов 2000–2001 годов: по основным операциям финансирования — до 4,5%, по депозитам — до 4%, по маржинальным кредитам — до 4,75%. Банк России начал цикл повышения ставок позже, но за последний год поднимал ставку шесть раз — с 7,5 до 18%, в последний раз — в июле 2024 года. А в число стран с самой высокой ставкой в 2024 году, например, входят Аргентина (80%) и Турция (50%).
Безусловно, высокая ключевая ставка приводит к удорожанию кредитов и тем самым охлаждает экономическую активность населения и бизнеса. Но реальность последних лет такова, что потребительская и деловая активность могут сохраняться на высоком уровне, несмотря на высокую стоимость заемных средств, и экономический рост продолжается. По данным американских экономистов, интенсивный экономический рост связан в первую очередь с развитием технологий, качественным улучшением производств и сокращением затрат.
Издание Econs (проект ведут сотрудники Банка России) отмечает, что «синхронное, довольно быстрое и довольно сильное повышение ставок центробанками мира в ответ на скачок постпандемической инфляции прошло для многих экономик мира, включая крупнейшую, практически безболезненно». «Обычно повышение ставок приводит к охлаждению спроса, в силу чего снижаются темпы производства и, как следствие, спрос на труд, растет безработица, и инфляция замедляется. Но “на этот раз все иначе”. Повышение ставок помогло снизить инфляцию, но при этом сопровождалось рекордным падением безработицы: результат, безусловно, позитивный, но исторически необычный», — говорится в материале.
Например, после пандемического спада в 2020 году на 2,2%, экономика США растет, несмотря на высокие ставки. В 2021 году рост составил 5,8%, в 2022-м — 1,9%, в 2023-м — 2,5%. В I квартале 2024 года этот показатель увеличился на 1,6%, во втором — на 2,8%. Согласно данным правительства США, гораздо больше, чем ставка, беспокойство вызывают данные по росту безработицы.
Монетарные власти Евросоюза прогнозируют в 2024 году рост ВВП на 1,3%, что на 0,8 процентного пункта превышает прошлогодний показатель. В отдельных странах ЕС наблюдается рецессия или стагнация. По мнению доктора экономических наук, члена-корреспондента РАН, заместителя директора ИМЭМО РАН, профессора МГИМО Сергея Афонцева, спад в ЕС происходит не из-за высоких ставок, а по политическим причинам — из-за того, что перестали работать «три составные части европейского “цветущего сада”: дешевый газ из России, дешевые товары из Китая и военный зонтик США».
В России, как считают эксперты, высокая ставка тоже пока не препятствует росту экономики. Правительство реализует большой пакет стимулирующих мер, в том числе программ льготного кредитования, что поддерживает высокую экономическую активность.
По мнению руководителя направления УК «Первая» Натальи Ващелюк, в большей степени на экономику влияют растущая потребительская активность, дефицит кадров и бюджетные стимулы. Главный экономист «Тинькофф Инвестиции» Софья Донец тоже считает, что торможения экономики под воздействием высоких процентных ставок не происходит именно из-за сохранения высокого спроса. «Рост ВВП в I квартале выше текущих темпов роста в IV квартале, — рассказала она. — Большая доля здесь — это то, что Россия — страна возможностей, и люди ищут возможности, верят, что их можно сейчас реализовать даже по высоким ставкам. Поэтому мы не видим замедления кредита».
По данным Росстата, ВВП России по итогам 2022 года сократился на 1,2%, в 2023 году вырос на 3,6%. За первое полугодие 2024 года рост составил 4,4%. Министр экономического развития РФ Максим Решетников сообщал, что «высокими темпами развиваются ключевые отрасли: обрабатывающая промышленность, строительство, торговля, общепит, транспорт, туризм», а основным фактором роста «остается внутренний потребительский и инвестиционный спрос».
Что касается влияния уровня ставок на цены на нефть, то ранее эксперты неоднократно сообщали, что они не являются важнейшим фактором в ценообразовании в этом сегменте. Гораздо большее влияние на рынок нефти оказывают объемы поставок со стороны Саудовской Аравии и России, а дестабилизировать его могут политические события и военные конфликты. Ранее аналитики Bloomberg, например, прогнозировали рост цен на нефть до 150 долларов за баррель в случае, если конфликт Израиля и ХАМАС перерастет в полномасштабную войну с Ираном.
Напомним, что сегодня действует соглашение ОПЕК+, в рамках которого участники картеля, а также Россия и ряд других стран добровольно сокращают добычу нефти. Сейчас идет обсуждение будущего этой сделки, и во многом от этого решения будет зависеть ситуация на нефтяном рынке.