Фактчекинг: РЖД скоро прекратит существование?
В Сети распространяется информация, что компания «РЖД» в скором времени может прекратить свое существование. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Пользователи в соцсетях рассуждают о том, что РЖД в скором времени может прекратить свое существование, поскольку пассажирские перевозки являются крайне убыточными. Такие комментарии размещены под сообщением о том, что ВТБ купил Первую грузовую компанию исходя из оценки более 200 млрд рублей с учетом долга.
Судя по цифрам, несмотря на санкции, финансовая ситуация в холдинге стабильная. Согласно данным МСФО РЖД, чистая прибыль холдинга в 2023 году выросла на 51%, до 170,1 млрд рублей. Консолидированная финансовая отчетность холдинга «РЖД» по МСФО учитывает результаты деятельности ОАО «РЖД» и 94 дочерних компаний. «Операционная прибыль и чистая прибыль холдинга “РЖД” за 2023 год составили 402,5 млрд рублей (+43% к 2022 году) и 170,1 млрд рублей (+51% к 2022 году) соответственно», — отмечалось в сообщении РЖД.
Доходы холдинга растут. За 2023 год они выросли на 16% и составили 3,018 трлн рублей. В частности, доходы от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре увеличились на 16,6%, до 2,243 трлн рублей, от пассажирских перевозок — на 23,3%, до 356,1 млрд рублей. Увеличить доходы удалось за счет восстановления пассажирооборота и индексации тарифов в регулируемом сегменте на 8,1% с 1 января 2023 года и на 10,75% с 1 декабря 2023 года.
Расходы РЖД росли темпами ниже, чем доходы. Они составили 2,615 трлн рублей (+12,7%).
Как подчеркивают в РЖД, долговая нагрузка остается «на комфортном уровне и соответствуют целевым ориентирам». Так, отношение чистого долга к EBITDA холдинга «РЖД» за 2023 год составило 2,4х. В РЖД отмечают, что привлекают финансирование для реализации масштабной инвестпрограммы.
Что же касается пассажирских перевозок, то в 2023 году они выросли год к году на 5,4% (до 1,2 млрд человек): в дальнем следовании — на 12,7% (до 122 млн), в пригородном сообщении — на 4,6% (до 1,074 млрд), сообщала пресс-служба РЖД.
Растут перевозки пассажиров и в этом году. Так, в августе 2024 года с вокзалов и станций ОАО «РЖД» отправилось 114,9 млн пассажиров. Это на 7,1% выше показателя прошлого года, в том числе в пригородном сообщении количество отправленных пассажиров составило 100,4 млн человек (+8,1%), в дальнем следовании — 14,5 млн (+0,8%). Всего за 8 месяцев 2024 года было отправлено 844,4 млн пассажиров (+7,7% к аналогичному периоду 2023 года), из них в пригородном сообщении — 756,5 млн (+7,9%), в дальнем следовании — 87,9 млн (+5,8%).
Никаких планов реформирования или раздела РЖД государство не озвучивало. На встрече с президентом России Владимиром Путиным в начале этого года глава РЖД Олег Белозеров обсуждал проект создания нового пассажирского вагона габарита Т. «В конце года пройдет сертификацию и встанет у нас в строй, в работу новый пассажирский вагон габарита Т. Он отличается от предыдущего тем, что он шире на 30 сантиметров, а это означает, что полка будет длиннее: не 1,83 метра, а 2 метра. Традиционная проблема — пройти по вагону. На пять сантиметров шире [будет] проход в вагоне. Появится дополнительное персональное пространство. Соответственно, такие заделы дополнительные сделали, начали реновировать пассажирские вагоны», — рассказал Олег Белозеров.
Недавно РЖД также был представлен макет поезда, который будет курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом. Отмечается, что более 100 российских предприятий задействованы в создании подвижного состава ВСМ.
Что же касается убыточности пассажирских перевозок, то представление об этом ошибочно. Компания «РЖД» действительно получает средства из федерального бюджета на реализацию отдельных программ, в том числе для социальной поддержки населения, чтобы сдержать рост тарифов на пригородное сообщение.
При этом субсидируется не только пассажирский сегмент, но и грузовой. В частности, выделяются средства на поддержку перевозки отдельных видов грузов, например сельхозпродукции. В 2024 году было принято решение о субсидировании перевозок по железной дороге лосося и сардины иваси, добытых на Дальнем Востоке.
При этом практика субсидирования железнодорожных перевозок распространена во всем мире, заявил корреспонденту агентства Kazinform генеральный директор АО «Пассажирские перевозки» Жанибек Тайжанов в кулуарах сената.
Татьяна Кулакова
Между тем ранее в рамках фактчекингового проекта разбирались появившиеся в Сети сообщения о том, что железные дороги в России встанут из-за нехватки локомотивов. Директор Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова тогда отметила, что проблема будет решена. По ее словам, компания «РЖД» планирует каждый год закупать около 850 локомотивов с 2025 по 2035 год. «Источники финансирования определены. В производстве новых локомотивов импортные комплектующие почти замещены. Выпускаются новые модели локомотивов с использованием российских технологий. Правительство поддерживает железнодорожную отрасль и железнодорожное машиностроение в решении проблем, возникших в результате введения санкций», — подчеркивала профессор.