• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фактчекинг: китайский техногигант станет игроком на рынке говядины?

Фактчекинг: китайский техногигант станет игроком на рынке говядины?

© iStock

В Сети распространяется информация о том, что техногигант Huawei станет влиятельным игроком на рынке говядины. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

В соцсетях и СМИ пишут о том, что компания Huawei стала крупнейшим импортером говядины в Китае. «Все дело в жестких санкциях от США и ЕС — странам запрещено оплачивать услуги и оборудование Huawei деньгами, поэтому они начали принимать оплату стейками из говядины, вином и рыбой. В итоге продуктов стало так много, что Huawei открыл отдельный бренд Mossel, которые продает мясо, алкоголь и все остальное», — утверждается в одном из постов в соцсетях.

На одном из порталов отмечается, что такая бартерная сделка была совершена с аргентинской компанией. Якобы Huawei не хотела проводить сделку в долларах, чтобы лишний раз не обращать на себя внимание США, при этом аргентинская валюта ее также не интересовала. Хотя в Аргентине достаточно местной валюты и страна могла бы расплатиться в песо с китайской стороной, однако инфляция в стране слишком высокая, пишут на одном из англоязычных сайтов. Так, по итогам 2023 года она превысила 200%.

Как утверждается, чтобы не сокращать свой бизнес в стране, Huawei согласилась принять в качестве оплаты продукты (вино и говядину). И хотя мясо хранится тоже недолго, эта сделка все равно выгоднее, чем оплата в аргентинских песо, делают вывод журналисты. Получив мясо, Huawei начала его распродавать через интернет. Авторы публикаций отмечают, что купить у техногиганта можно было, в частности, и аргентинскую говядину, и вино, и даже лосось из Чили. Продажи велись через принадлежащую Huawei платформу Mossel Store.

Huawei — крупный китайский производитель электроники. Согласно оценкам, которые приводила сама компания, около 3 млрд человек пользуются либо ее продуктами, либо решениями. Конфликт между США и китайским техногигантом длится уже много лет. США последовательно вводят различные ограничения, препятствующие деятельности Huawei. В «интересах национальной безопасности» в Америке уже давно запретили продажу коммуникационного оборудования Huawei компаниям из США.В 2024 году американской стороной было принято решение аннулировать лицензии, позволявшие Intel и Qualcomm экспортировать полупроводники для Huawei.

Однако, судя по цифрам, которые фигурируют в прессе (полную отчетность компания закрыла),Huawei удается успешно преодолевать санкции. Huawei Technologies по итогам 2023 года увеличила чистую прибыль почти в два с половиной раза — до 87 млрд юаней с 35,6 млрд юаней. В прошлом году продажи выросли на 9,6%, при этом в последнем квартале 2023 года — на 26% благодаря высокому спросу на смартфоны серии Mate 60, в том числе на модель Mate 60 Pro с поддержкой спутниковой связи для SMS и голосовых звонков.

Что же касается бартерной сделки Huawei с аргентинской стороной, официальных подтверждений ее не было. В китайской компании отрицают планы по наращиванию экспорта говядины и объясняют, что Mossel — это платформа для сотрудников. «Mossel — это платформа для улучшения качества жизни в компании Huawei, в основном обслуживающая сотрудников и их семьи. Заявление о том, что Huawei является крупнейшим импортером говядины в Китае, — чистая спекуляция. Также нелепо связывать это с колебаниями цен на мясо и международной ситуацией. Пожалуйста, не распространяйте эти слухи и не верьте им», — отмечалось в заявлении Huawei.

Между тем распространившаяся сейчас информация могла быть вызвана ситуацией, с которой столкнулась Huawei в 2019 году.Как отмечает портал Milknews, действительно, около пяти лет назад старший вице-президент Huawei Кэтрин Чэнь в интервью газете The Guardian рассказывала, что винный бренд Mossel появился в линейке китайского технологического гиганта, когда клиент из Аргентины частично расплатился вином и говядиной. Это было связано с желанием китайской стороны обойти жесткий валютный контроль, введенный в отношении юаня. Тогда значительная часть вина и говядины попала к работникам Huawei.

При этом, по словам экспертов, в последние годы спрос на говядину в Поднебесной действительно растет. «В Китае огромный неудовлетворенный спрос на говядину, который имеет тенденцию к постоянному росту. Поэтому в будущем можем ожидать дальнейшего роста российского экспорта говядины в Китай», — поясняла каналу «АиФ» в «Дзен» доцент департамента международного бизнеса Финуниверситета при Правительстве РФ Марина Амурская.

Как отмечал глава Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин, в ближайшие годы Китай будет задавать тон на мировом рынке говядины. «Потребление этого вида мяса в стране пока низкое — порядка 7 кг на человека в год по сравнению с почти 14 кг в России. Однако структура потребления мяса меняется, и доля говядины в рационе китайцев будет постепенно увеличиваться», — прогнозирует он.

Как отмечал Россельхознадзор, Китай по итогам 2023 года стал главным покупателем российской говядины. Он купил 21,5 тыс. тонн в прошлом году. Согласно данным аналитического агентства «ИМИТ», в 2023 году больше всего Китай импортировал говядины из Бразилии (50% от импорта говядины). На втором месте Аргентина. На нее пришлось 22% импорта говядины в Китай.