Фактчекинг: кто дестабилизирует экономику России?
В СМИ и соцсетях распространяется информация, что для стабилизации экономики России необходимо национализировать Центральный банк и выйти из Всемирной торговой организации. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Тема национализации Центробанка периодически поднимается в открытых источниках. Это связано с особым конституционно-правоым статусом регулятора, который определен в статье 75 Конституции РФ, в Федеральном законе от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и других федеральных законах. Согласно им, у ЦБ РФ есть исключительное право на осуществление денежной эмиссии и организации денежного обращения с целью обеспечения устойчивости рубля и экономики страны. Для понимания статуса Банка России принципиально важно положение Конституции, согласно которому он «осуществляет деятельность независимо от других органов государственной власти». Но в то же время, как указал Конституционный суд РФ, функции ЦБ «по своей природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения». При этом Банк России является отдельным юридическим лицом с уставным капиталом 3 млрд рублей, наделен имущественной и финансовой самостоятельностью, а его имущество является федеральной собственностью. Более того, ежегодно регулятор отчисляет в казну 75% своей прибыли.
Некоторые эксперты считают критичным для экономики несоответствие независимого статуса Банка России, который формально не относится к органам государственной власти, и его полномочий. В 2012 году группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о национализации Центробанка, но он был отклонен как противоречащий Конституции. Правительство РФ тогда отметило, что «предложение о совместном осуществлении Банком России с Правительством Российской Федерации функций и полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России не учитывает юридических рисков в связи с судебными разбирательствами (включая арест активов)».
То есть фактически в России, в отличие от США и ряда других стран, за основу деятельности регулятора взят принцип «ЦБ не отвечает по обязательствам правительства, а органы государственной власти не отвечают по обязательствам ЦБ». Многие эксперты отмечают, что именно независимый статус Банка России способствует его более эффективной деятельности, поскольку правительство не испытывает «соблазна решать проблему накопления бюджета печатанием ничем не обеспеченных денег, что может привести к обесцениванию рубля и гиперинфляции».
Фактически особый конституционно-правовой статус никогда не мешал Банку России выполнять свои функции, основной из которых является «защита и обеспечение устойчивости рубля». Глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков по итогам 2023 года отметил, что на фоне почти 20 тысяч санкций, которые были приняты Западом против нашей страны, ЦБ работал эффективно — «профессионально, деловито принимал решения, меры, которые позволили нашим банкам, страховым компаниям, другим финансовым институтам спокойно работать и зарабатывать прибыль».
Поддержание экономической стабильности Банк России осуществляет за счет режима таргетирования инфляции при плавающем валютном курсе, который, как отмечают в ЦБ, действует как «встроенный стабилизатор» экономики, что является его основным преимуществом по сравнению с управляемым курсом.
Что касается вопроса участия России во Всемирной торговой организации (ВТО), в которую она вступила в 2012 году, то, по мнению постоянного представителя России при Всемирной торговой организации (ВТО) Николая Платонова, выход из нее не имеет смысла и не может позитивно повлиять на экономику. «Если в контексте возможного выхода из ВТО оценивать непосредственно торговые аспекты, то следует признать, что минусов от этого шага было бы значительно больше, чем плюсов. Оставаясь в ВТО, Россия может доводить свою точку зрения до других участников и способствовать принятию тех решений, которые отвечают нашим интересам», — сказал он. По его словам, практически вся российская внешняя торговля основана на правилах ВТО, и выход из организации лишит нашу страну возможности влиять на формирование многосторонних правил торговли.
По оценке Минэкономразвития, участие в ВТО является важным инструментом поддержки российских экспортеров. «Даже промежуточные итоги первых 10 лет членства России в ВТО показывают, что номенклатура нашего экспорта расширилась примерно на четверть. На треть вырос экспорт основных промышленных товаров. Экспорт сельскохозяйственной продукции вырос в два раз», — отмечают представители Департамента торговых переговоров ведомства. При этом, чиновники и эксперты согласны, что организация нуждается в реформировании, в котором должна активно участвовать и Россия. О том, что России следует актуализировать стратегию участия в ВТО, ранее заявлял президент Владимир Путин. Но вопрос выхода из организации глава государства не поднимал.
Что касается стабильности экономики страны, то на данный момент она чувствует себя уверенно. Даже на фоне беспрецедентной санкционной кампании ВВП России сократился в 2022 году всего на 1,2%. В 2023 году экономика перешла к росту, показав плюс 3,6%. В этом году, согласно прогнозу Минэкономразвития, ВВП вырастет на 3,9%, а в 2025–2027 годах по базовому сценарию ожидается умеренное повышение на 2,5, 2,6 и 2,8% соответственно.
Минэкономразвития отмечает, что в прогнозе учтены следующие тенденции: более высокий уровень мировых цен на нефть по сравнению с уровнем, прогнозировавшимся весной 2024 года; ослабление рубля по отношению к иностранным валютам; конкуренция за кадры на рынке труда и связанный с этим рост заработных плат и денежных доходов населения; сохранение высокой инвестиционной активности; опережающий рост выпуска обрабатывающей промышленности, в основном за счет отраслей, ориентированных на внутренний спрос (как потребительский, так и инвестиционный).