Фактчекинг: нужно ли России членство в международных организациях?
В Сети обсуждается тезис о том, что Россия сильно зависит от международных организаций. Пользователи не понимают, зачем нашей стране членство, в частности, в ВТО. В этом вопросе разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Россия зависит от таких международных организаций, как ВОЗ, ВТО, МВФ, а также от поставок из Китая, пишут пользователи в соцсетях. По мнению комментатора одного из постов, наша страна не может выйти из-под влияния мировых глобалистов (ВОЗ, ВТО, МВФ) и уйти от «колониальной» зависимости от Китая. При этом своя промышленность в России так и не создана, отмечают в соцсетях.
Такие мысли пользователи соцсетей высказывают не впервые. «Для чего нам нужны ВОЗ, МВФ, ВТО и может ли Россия сохранить свой суверенитет?» — спрашивали в другом посте в соцсетях.
Действительно, в последнее время к работе этих организаций Россия имеет целый ряд претензий. В частности, ВОЗ, по мнению российской стороны, высказывала очень много необоснованных претензий к российской вакцине от коронавируса, а ВТО никак не повлияла на введение санкций, которые разрушают мировую экономику. К МВФ эксперты также высказывали ряд претензий, в частности связанных со временем, когда наша страна была должником МВФ. Эксперты неоднократно отмечали, что МВФ постоянно придирался и «зажимал» обещанные деньги, прикрываясь обусловленностью кредитования выполнением согласованной программы реформ.
Однако Россия не зависит от этих организаций. Что касается МВФ, то с 2000 года займов у МВФ РФ не брала. Последний транш был получен в 1999 году. Полностью по долгам перед МВФ наша страна рассчиталась в 2005 году, после чего сразу стало «гораздо легче», рассказывал министр финансов РФ Антон Силуанов. Таким образом, Россия не несет перед фондом обязательств по реформам и проводит полностью независимую экономическую и денежно-кредитную политику.
Александр Абрамов
При этом разрывать сотрудничество с МВФ нецелесообразно, отмечал профессор ВШЭ Александр Абрамов. «МВФ выпускает ценные аналитические обзоры. Это орган, отвечающий за краткосрочную международную стабильность, и он дает доступ к ценной международной статистике, возможность сопоставлять российскую экономику с другими странами. Также добровольно исключать себя из программы сотрудничества с МВФ нецелесообразно, поскольку фонд участвует в предоставлении программ помощи бедным странам, в частности странам Африки», — комментировал эксперт.
Что касается норм ВТО, то с весны 2022 года на торговлю России со странами G7 они не распространяются. Как отмечал глава правительства Михаил Мишустин, выступая в Государственной думе с ежегодным отчетом, де-факто Россия давно не выполняет требований Всемирной торговой организации. Однако, по его словам, необходимость выхода из ВТО неочевидна. Россия не выиграет от выхода из Всемирной торговой организации, говорил постоянный представитель РФ при организации Николай Платонов в интервью «РИА Новости». Сейчас у Москвы есть возможность доносить свою позицию до других участников ВТО и способствовать принятию решений, которые отвечают интересам РФ. В случае выхода из ВТО Россия потеряет возможность влиять на формирование многосторонних правил торговли, добавил он. Кроме того, по мнению постпреда, вернуться обратно в ВТО на тех же условиях будет практически невозможно.
Россия не должна разрывать отношения и со Всемирной организацией здравоохранения, поскольку этот орган является площадкой для обмена информацией, говорил министр здравоохранения Михаил Мурашко, выступая в Совете Федерации. По его мнению, в рамках ВОЗ создана коалиция стран — союзников России. Эти отношения необходимо использовать для продвижения своих позиций. «Просто закрываться — тот ли это путь? — задал вопрос Мурашко. — Отстаивать, доказывать и двигаться нашими намеченными планами. <...> Нам нужно формировать круг сторонников. Мир не должен быть однополярным».
Как отмечала в рамках ПМЭФ спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, Россия не стремится к международной изоляции. Поэтому речи о выходе нашей страны из Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирной организации здравоохранения пока не идет, хотя вопросы к этим организациям остаются. «Целый ряд международных организаций теряет те уставные цели и задачи, ради которых они создавались, испытывая такое колоссальное давление. Это для нас является основанием провести аудит деятельности этих организаций, а главное — смыслов и возможностей работы в таких организациях. Пока я считаю, что речи о выходе нет, потому что пока сохраняется такое пространство для сотрудничества, для взаимодействия», — сказала Валентина Матвиенко, отвечая на вопрос корреспондента агентства ТАСС.
Что же касается сотрудничества России и Китая, то Поднебесная — крупнейший торговый партнер нашей страны. За восемь месяцев 2024 года товарооборот Китая и РФ вырос на 1,9% к такому же периоду 2023 года и достиг 158,47 млрд долларов. И это двустороннее, взаимовыгодное сотрудничество. Так, Россия поставляет в Китай, в частности, нефть и нефтепродукты, алюминий, древесину, сельскохозяйственную продукцию. В Поднебесной мы покупаем машины, оборудование, пластмассы, органическую химию, обувь и одежду. При этом ранее страны анонсировали на ближайшие годы совместные проекты по целому ряду направлений, в числе которых судостроение, сквозные технологии и зеленая энергетика.
При этом неверен тезис и о том, что в нашей стране не развивается промышленность. В России растет выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности. За январь — август 2024 года выпуск по базовым отраслям увеличился на 5,2% относительно аналогичного периода прошлого года. Индекс исчисляется на основе данных об изменении физического объема производства продукции сельского хозяйства, промпроизводства, строительства, розничной и оптовой торговли, грузооборота транспорта.