• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фактчекинг: Россию ждет дефицит автомобильных фур?

Фактчекинг: Россию ждет дефицит автомобильных фур?

© iStock

В соцсетях распространяется информация о том, что в России может возникнуть дефицит грузовых автомобильных фур из-за повышения утилизационного сбора. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Авторы сообщений отмечают, что такой риск возник из-за роста утильсбора и «непомерно высоких ставок лизинга в 27–29%». Они приводят мнение одного из участников рынка, который считает, что после 1 октября запасов растаможенных фур хватит примерно до конца 2024 года.

С 1 октября 2024 года в России, действительно, в среднем на 70–85% (в зависимости от объема двигателя) вырос утилизационный сбор — налог, который однократно взимается с производителей и импортеров автомобилей и спецтехники. Повышение произошло в связи с Постановлением Правительства РФ о ежегодной индексации утилизационного сбора и связано, как отмечают эксперты, с необходимостью ужесточения правил «серого» импорта и поддержки отечественных автопроизводителей. У фур, которые официально называются «седельный автомобильный поезд» и представляют собой грузовик-тягач с кузовом, а также одним или несколькими прицепами, средний объем двигателя превышает 12 л. Соответственно, повышение утильсбора для них будет максимальным — 85%, и налог достигнет, как считают участники рынка, 2–2,5 млн рублей. При этом их средняя стоимость может увеличиться на 12 п.п. и приблизиться к 10 млн рублей.

Однако ожидать дефицита фур по этой причине, как говорят эксперты, не стоит. На ситуацию влияют несколько важных факторов. Так, многие перевозчики, которые используют фуры, закупили новые машины в прошлом году. Только с января по июль 2023 года в России было продано 25,1 тысячи седельных тягачей, или в 2,8 раза больше, чем за первые семь месяцев предыдущего года. А в целом в прошлом году, как сообщила газета «Коммерсант», рынок грузовых автомобилей достиг рекорда — было продано 143 тысячи грузовиков, что на 70% больше, чем годом ранее. Показатель даже превысил предыдущий исторический максимум — 129 тысяч машин, который был установлен в 2012 году. Опрошенные газетой эксперты сообщили, что в 2023 году рынок рекордно вырос на отложенном в предыдущие годы спросе, а его драйверами являются строительная и оборонная отрасли.

Эксперты отмечают, что временные сложности, связанные с повышением утильсбора, ростом ставок и стоимости машин на 10–40%, из-за которых произошло «затоваривание складов у поставщиков», есть. Но дефицита грузовиков на рынке они не прогнозируют. Напротив, директор по развитию бизнеса логистической компании SOTA Logistic Игорь Чернышев убежден, что «в 2024 году можно ожидать дальнейший рост рынка грузовых авто», на который будет влиять продолжающийся рост объемов автомобильных грузоперевозок. По данным Росстата, которые приводит «Коммерсант», только с января по октябрь 2023 года грузооборот коммерческого автотранспорта увеличился на 5,8% в годовом выражении.

Кроме того, участники рынка ожидают увеличения объема предложений со стороны производителей. Прежде всего «насыщение предложением», по их мнению, должно произойти из-за усиливающейся конкуренции между китайскими поставщиками, которые в значительной степени уже заместили слишком подорожавшую продукцию европейского и японского автопрома. По данным «Автостата», в 2023 году на российском рынке грузовиков КАМАЗ занял 21,5% рынка, ГАЗ и белорусский МАЗ — по 5% каждый. Остальная его часть контролировалась китайскими брендами — SITRAK (17%), Shacman (14%), FAW (11%), Howo (5%), Foton (4%), Dongfeng (3%) и JAC (2,5%). По словам директора по продажам коммерческого транспорта автодилеров ГК «Автодом» и ГК «Автоспеццентр» Владимира Желобова, китайские поставщики дают «хорошее ценовое предложение», благодаря которому их продукция востребована, особенно в нише малотоннажной и среднетоннажной грузовой техники.

Но и российские производители намерены наращивать объемы. В частности, согласно стратегии развития КАМАЗа до 2030 года, предприятие планирует выпускать 60 тысяч машин в год. Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, комментируя заявления о возможном дефиците фур, опроверг их, сообщив, что сегмент рынка тягачей продолжает постоянно расти, а в этом году увеличился на 9%. Он отметил, что предприятие наращивает производство после вынужденного ресорсинга. Также АО «Нижегородские грузовые автомобили» сообщило о запуске производства седельных тягачей «Валдай» разной тоннажности на площадке ГАЗа в Нижнем Новгороде.

Что касается роста лизинговых ставок, то они в среднем составляют 22–27% годовых, и на них напрямую влияет уровень ставки рефинансирования ЦБ, которая в последнее время повышается. Однако их рост в значительной степени может быть компенсирован программой льготного лизинга Минпромторга, о возобновлении которой ведомство заявило в сентябре 2024 года. Она распространяется на все ранее действовавшие категории транспортных средств, в том числе на большегрузы, произведенные на территории РФ. Лизинговые компании сообщают, что их клиенты могут получить в рамках программы скидку до 35% на приобретение транспортного средства.

Минпромторг поддерживает покупателей грузовиков российского производства и в рамках госпрограммы «Российский тягач». Она предусматривает скидку 12,5% на уплату первоначального взноса по лизингу. В декабре 2023 года ведомство дополнительно направило на финансирование программы 2,5 млрд рублей. Участники рынка отмечают, что за счет субсидии итоговая стоимость автомобиля снижается, а вслед за ней уменьшается и лизинговый платеж.

Минпромторг тоже опроверг распространяющуюся информацию о том, что в России может возникнуть дефицит фур. Комментируя ситуацию, в ведомстве напомнили, что в 2024 году запущена льготная программа лизинга, в рамках которой можно приобрести российские седельные тягачи со скидкой 850 тысяч рублей.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» по результатам исследования, посвященного состоянию рынка лизинга в первой половине 2024 года, сообщило, что отрасль стабильна. Совсем небольшой спад на 1%, по их словам, связан с закономерным откатом после ралли 2023 года. «Темпы роста нового бизнеса в грузовых и легковых автомобилях остаются в положительной зоне, но заметно снизились относительно бурного 2023 года на фоне продолжающегося повышения цен на автомобили и лизинговых платежей ввиду увеличения процентных ставок в экономике. Вместе с этим доля автолизинга в новом бизнесе продолжает стабильно расти пятый год подряд: по итогам первого полугодия 2024-го она составила 56 против 50% годом ранее», — заключили эксперты.

Михаил Аким

В то же время эксперты отмечают, что для грузового сектора все же растут расходы. «Цели и намерения Минпромторга по увеличению бюджетных поступлений и поддержке локализации производства очевидны. Утилизационный сбор является удобным инструментом, так как таможенные пошлины регулируются в рамках ЕАЭС, а сбор за утилизацию остается в ведении Минпромторга. Вероятно, российские автопроизводители поддерживают предложение о повышении утилизационного сбора, что может способствовать созданию рабочих мест и поддержке отечественного производства. Однако это также не может не привести к росту цен на отечественные автомобили, обновление парка будет снижаться, что негативно скажется на потребителях», — говорит профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким. Он полагает, что введение мер по ограничению доступа на рынок, таких как утильсбор, при одновременном введении программ льготного лизинга — это дополнительные транзакционные издержки, которые разгоняют инфляцию.