• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фактчекинг: россияне потеряют свои сбережения в валюте?

Фактчекинг: россияне потеряют свои сбережения в валюте?

© iStock

В Сети распространяется информация о том, что сбережения граждан России в иностранной валюте могут потерять свою стоимость в любой момент. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Причина якобы в отказе Банка России принимать постиранные, окрашенные, намокшие или слегка изношенные купюры. Утверждается, что четкие критерии для оценки степени повреждения валютных купюр отсутствуют, что создает условия, при которых обменные пункты могут не принять их по любой причине.

Банк России начиная с 2004 года, когда он принял инструкцию №136-И, не контролирует вопрос покупки банками старых и испорченных денежных знаков иностранных государств. Фактически регулятор отказался одобрять или отклонять эти сделки и не влияет, таким образом, на стоимость валютных сбережений граждан. Российские банки охотно принимают валюту у граждан. При оценке же повреждений купюры банки сами решают, насколько они сильные, руководствуясь внутренними нормативными документами.

Основной критерий, на который ориентируются банки, — степень повреждения банкноты, и отказаться принимать сильно испорченную купюру обменный пункт действительно имеет право. Однако, судя по сообщениям в прессе, банки продолжают брать купюры в «неидеальном состоянии». Например, как отмечает Т-Ж, Металлинвестбанк и Банк ДОМ.РФ по-прежнему берут купюры в неидеальном состоянии: все зависит от того, как сильно они повреждены. В «Русском стандарте» также заявляли, что возьмут банкноту, если она будет «признана платежеспособной и подлинной». В Транскапиталбанке отмечали, что из-за небольших пятен и разрывов проблем с обменом купюр не будет. Таким образом, массовый характер проблема с обменом «неидеальных» купюр не приобрела.

Что касается поведения россиян, то с середины 2023 года они активно покупали валюту: в одном лишь декабре граждане потратили на эти цели 179 млрд рублей. И только в сентябре 2024 года они начали больше продавать долларов и евро, чем приобретать. Аналитики связывают этот тренд с двумя причинами. Первая — высокая ключевая ставка, на фоне которой многие переводят сбережения в рублевые депозиты. Вторая — субъективная: опасения, что выпущенные до 2010 года так называемые «белые доллары» (с белой защитной полосой) уйдут из оборота и останутся только «синие доллары». Эксперты не исключают, что эти фейковые сообщения поддерживают спекулятивно настроенные банки и участники биржевого валютного рынка. Между тем в США старые купюры отменять никто не собирается.

Примечательно, что, судя по объему проданной в сентябре 2024 года валюты, особых проблем с этими сделками у граждан РФ не возникает. Газета «Коммерсант» сообщила, что за месяц физические лица продали валюту на сумму 55 млрд рублей. Это, по данным ЦБ, в восемь раз больше, чем в августе. При этом о проблемах россиян с покупкой и обменом валют неизвестно.

Что касается стоимости валютных сбережений, то она зависит от курса валюты к рублю. Минфин прогнозирует, что в 2025 году средний курс американской валюты составит 96,5 рубля за доллар.

Андрей Столяров

«В настоящее время вопрос приема изношенных купюр у населения не входит в число приоритетных для Банка России, тем более что регулятор давно этот вопрос перестал контролировать, — говорит доцент, заместитель заведующего базовой кафедрой инфраструктуры финансовых рынков факультета экономических наук НИУ ВШЭ Андрей Столяров. — Действительно, инструкция регулятора очень условно определяет степень испорченности купюр денежных знаков зарубежных стран, в отличие от рублей, в отношении которых есть четкое понимание, в каких редких случаях их можно не принять». Но, как признает эксперт, банки заинтересованы покупать валюту у населения. При этом, действительно, со сбытом сильно испорченных купюр есть сложности, поскольку их сложно сдать или продать на внутреннем рынке.

Однако эксперты не считают, что проблема со сбытом поврежденных купюр будет глобальной. Если купюра сильно повреждена и в одном банке ее не принимают, можно сбыть ее в другом банке. Риска перерастания проблемы в глобальную Андрей Столяров не видит. По его словам, вопрос может быть решен в каждом случае индивидуально — все зависит от суммы, состояния банкнот, а также приоритетов и политики банка. «Технические регламенты кредитных организаций, которыми они руководствуются на практике, в этом отношении сейчас очень сильно различаются: некоторые принимают даже сильно подпорченные купюры, а некоторые вряд ли возьмут банкноты и с незначительными изъянами, — отметил эксперт. — Найти банк, который примет валюту, можно, хотя и стало сложнее». Он также напомнил, что недавно представители Минфина отметили, что наличная валюта постепенно перестает быть безопасным средством хранения сбережений, но это, по словам эксперта, является сигналом со стороны властей, что сложности продлятся долго и что тем, кто хранил средства в валюте, надо диверсифицировать свой портфель.

«Конечно, как такового обесценивания валюты не произойдет, — говорит заведующий базовой кафедрой инфраструктуры финансовых рынков факультета экономических наук НИУ ВШЭ. — Вопрос лишь в том, как держателям старых и испорченных купюр поступать в каждом конкретном случае. Наличной валюты у населения много. По данным Банка России, этот объем примерно эквивалентен 23 трлн рублей». По словам Андрея Столярова, проблема сегодня преимущественно не в невозможности избавиться от старых банкнот, а в том, что некоторые кредитные организации могут покупать их с дисконтом, а продавать новые купюры с наценкой. Но каждый волен решать, надо ему это или нет».