Фактчекинг: в России больше не будет хороших моторных масел?
В СМИ и соцсетях распространяется информация, что с 2025 года в России могут исчезнуть качественные моторные масла.Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
С 2025 года в России могут исчезнуть качественные моторные масла, беспокоятся пользователи соцсетей. «Российские производители, обеспечивающие до 80% рынка, с 2025 года лишатся сертификатов зарубежных лабораторий из-за санкций. Без этих документов производство и продажа масел станет незаконной, а продлить их невозможно из-за отсутствия в стране сертификационных лабораторий и нужного оборудования», — пишут в соцсетях.
После 2022 года рецептуры масел изменились из-за замены поставщиков присадок, но проверять их качество теперь некому, пишут в соцсетях.
Такие посты возникли после того, как газета «Известия» опубликовала статью о том, что в следующем году у большинства отечественных моторных масел закончится действие сертификатов, которые выдавали иностранные лаборатории, поэтому их нельзя будет производить.
Действительно, раньше даже российские моторные масла активно тестировали за рубежом. Это делали в лабораториях ILSAC (США), API (США), JASO (Япония), SAE (США) и других. Однако в связи с введением санкций процесс тестирования усложнился. Но это не значит, что большая часть моторных масел в России в 2025 году окажется «вне закона».
«В материалах СМИ речь идет не о сертификатах, а об одобрениях автопроизводителей ОЕМ (Original Equipment Manufacturer. — Ред.)», — пояснили в Минпромторге (цитата из газеты «РБК»).Одобрение ОЕМ подтверждаетлишь осведомленность автопроизводителя о составе масла и пакета присадок. При этом оно не влияет на процесс изготовления масла и не является обязательным для производства и продажи техжидкостей на внутреннем российском рынке, раскрыли в ведомстве.
Одобрение OEM — это официальное подтверждение качества смазочного материала. Процесс одобрения обычно выглядит так: производитель смазочного материала предоставляет продукт производителю оборудования для оценки соответствия требованиям. Затем качество масла проверяется в лаборатории, и в итоге выдается одобрение, которое действует несколько лет (до пяти лет). После тестирования на канистру наносятся данные об одобрении.
Однако часть экспертов считает, что одобрение автопроизводителей ОЕМ — это маркетинговый ход, который позволяет увеличить продажи.На одной банке масла может быть несколько допусков от разных автопроизводителей, пишут журналисты в статье на drive2.ru. «Следовательно, в первую очередь нужно ориентироваться на классификацию по API (разработана Американским институтом нефти. — Ред.) и ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей) и уже потом смотреть на то, имеет ли допуск это масло для вашего автомобиля от производителя. Однако нужно понимать, что одобрение автопроизводителя в этом случае заложено в цену масла и порой составляет от пяти до десяти процентов его стоимости», — пишут они.
Как отмечает Минпромторг, обязательные требования к моторным маслам в России указаны в Техническом регламенте Таможенного союза: 030/2012, ГОСТ 17479.1 («Масла моторные») и ГОСТ 17479.2 («Масла трансмиссионные»). Эти ГОСТы были разработаны межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы» и Всероссийским научно-исследовательским институтом по переработке нефти.
Впрочем, в Минпромторге считают, что отечественную систему сертификации моторных масел нужно совершенствовать. На данный момент в России отсутствует полноценная испытательная база и единые требования для проведения квалификационных стендовых испытаний, в том числе для моторных масел, а показатели ГОСТ 17479.1 («Масла моторные») и ГОСТ 17479.2 («Масла трансмиссионные») отстают от требований к смазочным материалам для современной техники, поясняли журналистам в Минпромторге. В ведомстве размышляют надсозданием национальной системы стандартизации для масел и технических жидкостей. Предполагается, что введение российской системы стендовых квалификационных испытаний займет до трех лет.
«В России необходимо создать свою систему стандартизации для автомобильных масел, но она не должна сильно отличаться от общепринятых международных стандартов», — заявил в эфире «Вести ФМ» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он считает, что некоторые ГОСТы «не совсем отвечают требованиям времени».
«Действительно, сегодня большинству российских производителей получить одобрения и допуски ОЕМ стало крайне сложно, практически невозможно. В то же время некоторые компании нашли способы подтвердить качество своей продукции на международном уровне, сохранив возможность получать официальные тому подтверждения от автопроизводителей, API, ACEA и других отраслевых ассоциаций. СМИ написали о том, что отсутствие доступов к таким сертификатам означает невозможность работы на российском рынке. Разумеется, это не так. Одобрения автопроизводителей и отраслевых ассоциаций — безусловный показатель высокого качества моторных масел и других смазочных материалов, но это не является обязательным условием по российскому законодательству», — рассказал в интервью «Российской газете» начальник центра технических компетенций Sintec Lubricants Роман Сокуев. России как крупному производителю и экспортеру нефтепродуктов необходимо разрабатывать собственные стандарты и классификаторы смазочных материалов, считает он. При этом адаптация российских критериев качества, естественно, потребует времени.