Фактчекинг: высокая ключевая ставка разгоняет инфляцию?
В СМИ и соцсетях распространяется информация, что рост ключевой ставки только разгоняет инфляцию, так как провоцирует увеличение расходов по кредитам. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Рост ключевой ставки разгоняет инфляцию, так как провоцирует рост расходов по кредитам. Как отмечается в публикации, в 2023 году инфляция перестала сбиваться высокой ключевой ставкой, начала раскручиваться инфляционная спираль. Процесс становится необратимым и приобретает спиралевидный характер, пишут в соцсетях.
«Центробанк, чтобы бороться с разгоном инфляции, повышает ключевую ставку. Однако в этом случае следом повышаются бюджетные расходы на субсидирование кредитов (потому что растет разница между льготной ставкой, которую платит предприятие, и рыночной). А также повышаются расходы на обслуживание госдолга — каждый новый заем становится все дороже и дороже. Работа банковского мультипликатора ускоряется! Из-за чего денежная масса растет еще сильнее, инфляция разгоняется еще сильнее, и ЦБ еще сильнее повышает ключевую ставку. И так много раз по спирали. Раскручивание спирали можно было бы остановить, если бы государство прекратило свои субсидирующие программы и бюджетное стимулирование», — объясняет пользователь.
Действительно, в последнее время ЦБ вынужден бороться с инфляцией, повышая ключевую ставку. В 2024 году регулятор трижды — в июле, сентябре и октябре— поднимал ее. 25 октября она выросла до 21%. При этом на ближайшем заседании в декабре 2024 года ЦБ может пойти еще на одно повышение. На это есть причины. Как пишет регулятор в вышедшем на днях выпуске «Динамика потребительских цен», устойчивое инфляционное давление остается вблизи максимумов текущего года. И для того, чтобы инфляция поступательно снижалась к целевым 4%, требуется дополнительная жесткость денежно-кредитных условий, способная обеспечить более сдержанный рост спроса. Как сообщила газете «Известия» Алина Попцова, аналитик фондового рынка УК «Альфа-Капитал», на заседании в декабре Центробанк РФ, вероятно, повысит ключевую ставку до 22–23%.
При этом то, к каким последствиям приводит ужесточение денежно-кредитной политики (ДКП), которую ведет ЦБ, и не разгоняет ли она дополнительно инфляцию, в экспертной среде обсуждается давно. «Ключевой вопрос: насколько такая жесткость способна сбить инфляционную волну и не является ли она избыточной в контексте общей экономической политики? Адаптация финансовых рынков уже произошла. Коррекция доходностей на рынке корпоративных облигаций уже случилась, ставки по корпоративным кредитам с плавающей ставкой тоже довольно быстро скорректируются и начнут давить на издержки компаний», — задает вопрос в экспертной колонке главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.
Но Центробанк развеял эти сомнения. Мнение, что рост ключевой ставки Центробанка разгоняет инфляцию в России,— глубокое заблуждение, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. При высоких банковских ставках процентные расходы компаний действительно растут, сказала она в ходе недавнего выступления в Госдуме. «Но не надо упускать из вида, что соотношение процентных расходов к себестоимости продукции последние пять лет не превышало 5%. Это, конечно, в среднем»,— добавила она.
В России действительно есть закредитованные компании, которые финансировали свой рост за счет долга, а не привлечения акционерного капитала или собственных инвестиций, признает Набиуллина. Однако, если брать ситуацию «в целом по экономике», влияние процентных расходов на инфляцию не следует преувеличивать, заключила председатель Банка России.
Как поясняла глава ЦБ, у финансовых властей нет дилеммы— снижать инфляцию или поддерживать экономический рост. Предприятия в прошлом году получили рекордные 33 трлн рублей прибыли, и «для бизнеса это высокий запас прочности», отметила глава Центробанка. Инвестиции, несмотря на рост ключевой ставки, «остаются на высоком уровне и идут по широкому кругу отраслей». Основные же проблемы предприятий вызваны совсем не жесткой ДКП, а дефицитом кадров. 55% называют его ключевым фактором, сдерживающим развитие, указала Эльвира Набиуллина.
По ее словам, Россия сейчас находится в переломной точке в борьбе с инфляцией. В ближайшие месяцы можно ожидать замедления роста кредитного корпоративного портфеля, что приведет к замедлению инфляции. «Это и будет подтверждением того, что денежно-кредитная политика достигла наконец требуемой жесткости, чтобы с учетом всех обстоятельств, которые влияют на инфляцию, обуздать рост цен», — отметила глава ЦБ. По мнению регулятора, политика по снижению ключевой ставки позволит снизить инфляцию до 4–4,5% в 2025 году, а затем стабилизировать рост цен вблизи 4%.