• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фактчекинг: у россиян отберут право на образование?

Фактчекинг: у россиян отберут право на образование?

© iStock

В СМИ и соцсетях распространяется информация о том, что у россиян хотят отобрать право на образование. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Россиян пугают тем, что образование станет менее доступным. Говорится о том, что помощник президента Владимир Мединский решил сократить образование не только в школах, но и в вузах. Автор ролика утверждает, что это делается, поскольку образование стало непозволительной роскошью для простых людей. Уже в старшие классы школы, 9-й и 10-й, детей берут на конкурсной основе. «Если раньше нас образовывали, то сейчас будут образовывать детей элиты», — говорят в ролике. А обычных детей будут только просвещать, пишут в интернете. При этом ни высказывание Владимира Мединского, ни то, на чем основаны выводы о том, что высшее образование и в целом образование будут недоступны, не приводится.

Скорее всего, автор ролика вспоминает громкое высказывание Владимира Мединского, в котором помощник президента говорил, что срок обучения в школах и вузах следует сократить. Сделать это нужно, чтобы молодые люди раньше приступали к профессиональной подготовке и выходили на рынок труда. «Время диктует сокращение продолжительности среднего образования. То, что у нас 11 лет, — непозволительная роскошь. Это мы живем с вами в XIX веке. Оно [образование] должно быть спрессовано, чтобы… раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться», — заявил он. Говорил он и о высшем образовании. По мнению Владимира Мединского, полученное высшее образование будет актуально около десяти лет, а потом человеку потребуется повышать квалификацию или получать новую. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, нужно каждое десятилетие получать новое образование, считает он.

Действительно, сейчас часто говорят о трансформации образования и о новых, возросших требованиях к нему. Например, глава Сбербанка Герман Греф отмечал, что принципами современного образования являются его персонализация, переход к обучению цифровым и мягким навыкам и такое качество, как умение учиться всю жизнь. В частности, по мнению Германа Грефа, навык учиться на протяжении всей жизни ребенок должен приобрести еще в школе.

Однако эти высказывания относятся лишь к тому, какие изменения нужны системе образования, чтобы она лучше отвечала на запросы рынка труда. Речи о том, что школьников не возьмут в старшие классы, или о том, что высшее образование станет недоступным, не идет.

Всем гражданам России гарантируется доступное и бесплатное образование. Это закреплено в Конституции РФ. Согласно статье 43 Конституции РФ, государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. «Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом», — отмечается в законе «Об образовании».

Между тем, хотя у всех россиян есть право окончить 11 классов школы, нынешняя система образования позволяет желающим уйти и после 9-го класса и получить специальность в колледже. При этом после колледжа также сохраняется возможность пойти в университет.

Председатель РОО «Единая независимая ассоциация педагогов», заместитель директора по учебно-методической работе ИППК  Екатерина Морозова в интервью РБК отметила, что необходимо объяснять детям возможность выбора в 10–11-м классе. «Поэтому, например, если действительно человек… чувствует в себе силы, мотивацию, ему нужно идти в 10–11-й классы. Может быть, это будет просто 10-й класс, как бы два за год, сейчас многие дети оканчивают 10 классов, а не 11, сдают ЕГЭ в 10-м классе и поступают в вузы», — говорит она. По мнению эксперта, колледж позволит получить очень престижную и оплачиваемую специальность.

Между тем в правительстве работают не над снижением доступности образования, а, наоборот, над повышением как его доступности, так и качества. Как рассказал недавно глава правительства Михаил Мишустин в ходе стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования», в рамках двух масштабных национальных проектов «Образование» и «Наука и университеты» за пять лет был выполнен самый широкий комплекс мероприятий. На эти цели из бюджета было выделено около 1,3 трлн рублей. Это позволило отремонтировать и построить тысячи учреждений — от детских садов до высших учебных заведений. Они были оснащены современным оборудованием. «Что касается высшей школы, то в начале учебного года мы запустили пилот для совершенствования преподавания фундаментальных дисциплин. Это математика, медицина и естественные науки, инженерия и технологии. В его рамках сформировали соответствующую программу. Установили ключевые показатели оценки эффективности его мероприятий. Проект осуществляется в 50 передовых инженерных школах на базе ведущих университетов страны», — рассказал глава правительства.

Как отметил, в свою очередь, заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко, Россия сегодня входит в десятку ведущих стран по уровню образования, в пятерку лидеров по результатам международных школьных олимпиад. В стране реализуются нацпроекты «Образование» и «Наука и университеты», программа «Профессионалитет», благодаря которым построено более 1,5 тыс. новых школ, модернизировано 370 колледжей, открыто 8,4 тыс. лабораторий. То есть доступность и качество образования только растут.

Правительство продолжит создавать качественную образовательную инфраструктуру в рамках нового нацпроекта «Молодежь и дети». Кроме того, по поручению президента готовится Стратегия развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года. Как сообщил Дмитрий Чернышенко, к работе над ней привлечены эксперты в области образования, педагоги, ректоры университетов, представители бизнеса и госкорпораций, учащиеся и молодежь. Сформировано 14 рабочих групп, которые прорабатывают такие важные темы, как развитие дошкольного, общего среднего и высшего образования, воспитание гармонично развитой личности, отдых и оздоровление детей.

Учитывается обратная связь, которую получают через соцопросы или напрямую от граждан на портале госуслуг. По словам вице-премьера, стратегию представят весной 2025 года.