Продолжаем рассказывать о московских исторических зданиях, которые занимает Высшая школа экономики. Комплекс на Шаболовке был построен в первой половине XIX века для устройства шелковой фабрики. Ее первым владельцем был француз Петр Гужон, который питался окрестными голубями и сек работниц за провинности. От советских времен фабрике достался памятник Дзержинскому и название Шпулька.
Шелковая фабрика
В 1835-1836 годах на углу Шаболовки и Ризположенского переулка (сейчас ул. Академика Петровского) были построены первые каменные корпуса фабричного назначения. Из сохранившихся до настоящего времени это стоящие рядом дома № 26, стр. 2, и № 28, стр. 3.
В 1840-е годы территорию с фабричными корпусами арендовал Петр Осипович Гужон. Будучи французским подданным, он жил в России, занимаясь шелкоткацким производством, увеличивая и расширяя его мощности. Поначалу Гужон снимал небольшие помещения в разных частях Москвы. Когда ему переставало хватать места, он переезжал и снимал большую площадь. Шелкоткацкая фабрика на Шаболовке была его последним и самым крупным производством. Дело пошло весьма успешно, и в 1874 году здания потребовали перестройки. Она была выполнена по проекту архитектора Генриха фон Ниссена. Трехэтажный корпус № 28, стр. 3, — единственный, не перестраивавшийся в последующее время.
О самом владельце фабрики Гужоне осталось крайне мало свидетельств. По воспоминаниям московского предпринимателя и краеведа Н.А. Найденова, Петр Осипович употреблял в пищу окрестных голубей, нрава был скупого и строгого. На его производстве работали в основном женщины, которых он сек за провинности.
Фабрика на Шаболовке к 1880-м годам по наследству перешла сыну Гужона — Юлию Петровичу. Это был предприниматель уже новой формации. Человек умный, внимательный, думающий, он не только обладал русской купеческой хитростью, но и понимал историческую специфику. Трудно перечислить, членом и пайщиком чего он состоял: Товарищества шелковой мануфактуры, Совещательной конторы железнодорожников, Биржевого комитета, Московского военно-промышленного комитета, Товарищества Московского металлического завода (ныне завод «Серп и молот») и т.д. Гужон увлекался новейшими достижениями техники, в том числе автомобилями, мечтал об издании карты автомобильных дорог России. Первые автомобильные права в России были выданы именно Юлию Гужону. В 1907 году француз Гужон был избран председателем Московского общества заводчиков и фабрикантов. На этой должности он оставался до 1917 года, когда общество, как и все остальные организации, прекратило свою работу. Жизнь Юлия Петровича окончилась трагически: он уехал в Крым в свое имение, где в 1918 году был убит членами Добровольческой армии.
В 1880 году хозяином фабрики на Шаболовке стал другой француз: Ю.П. Гужон продал владение Гектору Францевичу Симоно, незадолго до этого приехавшему в Россию. При нем шелкоткацкая фабрика стала одним из крупнейших производств в Москве.
Шелковые ткани не относятся к предметам первой необходимости, к тому же сырье для их изготовления долгое время было в России привозным. Все это способствовало периодическим кризисам в шелковом производстве. К концу XIX века стало понятно, что для их преодоления необходимо введение более усовершенствованной техники и укрупнение производства. В 1881 году два крупнейших шелкоткацких фабриканта Г.Ф. Симоно и К.О. Жиро создали на основе своих фабрик Товарищество шелковой мануфактуры. Председателем товарищества был избран Ю.П. Гужон. Их расчет оказался верен: уже на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года их бархатные, фуляровые, атласные, парчовые и другие шелковые ткани получили высшую награду.
В 1893 году на Шаболовке началась реорганизация и расширение производства. К 1898 году построили несколько новых корпусов и перестроили ряд старых. Архитектором был приглашен Роман Иванович Клейн, один из самых плодотворных и успешных московских зодчих того времени. Среди его работ наиболее известны Музей изящных искусств имени императора Александра III, построенный в 1896-1912 годах (сейчас ГМИИ им. Пушкина), и универсальный магазин «Мюр и Мерилиз» (сейчас ЦУМ) на Петровке. На Шаболовке Клейном были построены корпуса с современными адресами: ул. Шаболовка, д. 26, стр. 3 и 4, и перестроены д. 26, стр. 2, и д. 28, стр. 2, 4 и 9.
На территории фабрики имелись также общедоступный колодец, высокая труба котельной и деревянный курятник (в 1912 году на этом месте был построен каменный дом фабриканта Симоно — д. 26, стр. 14). Практически все здания освещались электричеством.
Трехэтажные кирпичные корпуса с высоким полуподвальным этажом типичны для фабричной застройки конца XIX века. В минимум декоративного оформления фасадов входят лучковые перемычки окон всех корпусов, горизонтальные межэтажные тяги и простенький фигурный фриз из кирпичной кладки под карнизом на некоторых фасадах.
И сегодня на территории Шаболовского комплекса НИУ ВШЭ продолжает привлекать внимание кирпичная труба. Это труба котельной, построенная в 1902 году фирмой «Бетгер и К°». Тогда она была высотой 32 м, в советское время большую ее часть разобрали. В ЦИАМе хранится любопытный документ — образец деловой переписки начала XX века:
Господам Симоно и К° в Москве
Милостивые Государи!
Препровождая при сем счет на сооружение при заводе Вашем дымовой трубы, покорнейше просим признать также действительный расход за прогул наших служащих и выдать остаток причитающейся валюты, а равно соответствующий произведенной постройке аттестат нашим представителям.
С совершенным почтением!
Бетгер и К°
На производстве случались несчастные случаи, происходившие в основном из-за невнимательности или торопливости работниц. Все они фиксировались полицией, а пострадавшим оказывалась медицинская помощь в фабричной амбулатории.
Основными работниками шелкоткацкой фабрики были женщины, которые, как правило, жили здесь же, в казармах.
В 1907 году фабрика Симоно была преобразована в акционерное общество. В следующем десятилетии на ней работало около тысячи человек, а ее капитал составлял 2 млн рублей. Вновь потребовалось расширить производство, и в 1912 году был построен еще один корпус — ул. Шаболовка, д. 26, стр. 5. Он отличается от предыдущих построек.
У этого трехэтажного корпуса огромные квадратные окна, разделенные вертикальными лопатками на всем протяжении фасадов. Это уже новый подход к производственному помещению, где на первое место выходит забота об условиях труда в светлых и просторных цехах.
Особняк
Среди однотипных фабричных корпусов на территории фабрики выделяется двухэтажный особняк. Это дом самого Гектора Симоно, который жил в непосредственной близости от своего производства. Его постройку он также поручил архитектору Клейну. Дом-терем, спроектированный и оформленный в традициях эклектики с включением элементов модерна, был построен в 1898 году. Его затейливая планировка, черепичные крыши, разнообразные балкончики, трубы делают здание одной из интереснейших построек архитектора в этот период. До наших дней дошла также деревянная лестница тех времен.
Дом расположен на территории Шаболовского комплекса НИУ ВШЭ, но не является собственностью университета. Здание находится в катастрофическом состоянии и требует срочной реставрации. Его современный адрес: ул. Шаболовка, д. 26, стр. 14.
Артист Алексей Грибов
В адресно-справочной книге «Вся Москва» за 1927 год сказано, что по адресу: ул. Шаболовка, д. 36 (нумерация современного дома № 26 первой половины XX века), проживает Алексей Николаевич Грибов, артист МХАТа. Этот, казалось бы, неправдоподобный факт действительно имел место в биографии народного артиста СССР, всю жизнь прослужившего во МХАТе и сыгравшего множество ролей в кино.
Родившись в бедной рабочей семье, Алексей был вынужден пойти работать в четырнадцать лет. Первым местом работы Грибова стала одна из многочисленных шелкоткацких фабрик в Москве. Несмотря на тяжелый труд и полуголодное существование, Алексей Грибов ходил в школу-клуб рабочей молодежи, где встретился со своим первым театральным учителем В.В. Барановским. Благодаря ему Грибов поступил в 3-ю студию МХАТа, но, даже будучи студентом, продолжал работать.
Шелкоткацкую фабрику национализировали, затем закрыли, а рабочих перевели на другое производство, которое также потом перенесли на новое место. В конечном счете Грибов оказался на комбинате «Красная Роза», бывшей фабрике Жиро. Вот что писал об этом производстве Лев Толстой:
Отрывок из статьи «Рабство нашего времени»
«3000 женщин стоят в продолжение 12 часов над станками, мотая, разматывая, пропуская шелковые нити для производства отвратительного вкуса шелковых материй, употребляемых преимущественно всякого рода проститутками. Все женщины эти, за редкими исключениями, пришли из деревень и уже не возвращаются в семьи, а рожают здесь иногда на пороге фабрики и становятся на работу на другой день родов или морят отсылкой в деревню своих незаконных детей или отдачей в воспитательный дом. Три тысячи женщин в каждый данный момент в продолжение известных мне 20 лет, следовательно, десятки тысяч молодых, здоровых женщин, матерей губят свои жизни и жизни своих детей для того, чтобы изготавливать бархаты и шелки для распутных женщин. То, что происходит здесь, случайно близко известно мне, но то же происходит с сотнями и тысячами, говорят, с двумя миллионами людей по всей России…»
1901 г.
Со времени поступления на работу Алексей Николаевич жил в бараках при фабрике. Так продолжалось и во время переводов с одного места на другое. К 1927 году он уже окончил студию МХАТа и поступил на службу в театр, но, очевидно, еще несколько лет продолжал жить в бараке по прежнему месту работы.
Фабрика после 1917 года
В 1918 году было учреждено Правление национализированной фабрики Симоно, а в 1920-х годах все строения фабрики были переданы в ведение Московского совета народного хозяйства. А в 1937 году здесь была организована Государственная Всесоюзная автономная шпульно-катушечная фабрика им. Дзержинского Главного управления подсобных предприятий текстильной промышленности Наркомата легкой промышленности. В этом качестве фабрика проработала до 1990-х годов.
В год основания шпульно-катушечной фабрики на ее территории возле главного корпуса был поставлен гипсовый памятник Ф.Э. Дзержинскому, именем которого она была названа. Памятник существует и сегодня.
В годы Великой Отечественной войны многие работники фабрики ушли на фронт и не вернулись. В память о погибших при входе на территорию установлена доска с их именами. После войны, в 1950-х годах, несколько основных корпусов фабрики были переоборудованы в соответствии с новыми техническими требованиями.
К 1990-м годам шпульно-катушечная продукция перестала пользоваться прежним высоким спросом. Фабрику, в народе называемую просто Шпулькой, было решено переоборудовать для производства бумажно-технологических изделий. А один из корпусов, выходящий на красную линию улицы Шаболовка, отдали факультетам Текстильного института.
В 1995 году на территории бывшей фабрики произошел крупный пожар. Пострадали практически все фабричные здания, некоторые очень серьезно. В 2005 году были попытки восстановления корпусов, но реставрация не была доведена до конца. В таком виде комплекс на Шаболовке был передан Высшей школе экономики, которая в настоящее время осуществляет его реконструкцию.
Здания по адресам ул. Шаболовка, д. 26 (стр. 3,4,5) находится в оперативном управлении НИУ ВШЭ с 2009 года, ул. Шаболовка, д. 28/11, стр. 2 — с 2001 г.
Автор текста: Анастасия Соловьева
Искусствовед, историк Москвы. Автор многотомного издания «Лица российской истории: коллекция портретов»; режиссер фильма-прогулки «От Кремля к Новодевичьему» 1997 г.; научный редактор книги о Москве «Лубянский треугольник» (А.В. Колосов, 2010 г.). Занималась изучением и описанием колоколов Москвы. Экскурсовод «Москвы, которой нет»; один из авторов сайта «Узнай Москву».