• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты
Сотрудники
Белов Антон Юрьевич
Заведующий кафедрой Белов Антон Юрьевич
Польникова Мария Леонидовна
Заместитель заведующего кафедрой Польникова Мария Леонидовна

Преподаватель, руководитель академических программ Музея современного искусства «Гараж»

Гребенюк Маргарита Васильевна
Менеджер Гребенюк Маргарита Васильевна
Сафронов Евгений Александрович
Менеджер Сафронов Евгений Александрович
Молодых Дмитрий Станиславович
Менеджер Молодых Дмитрий Станиславович

Гараж х ВШЭ х РЭШ: что это такое, или зачем экономистам изучать музей?

В последние дни мая завершился курс Анны Трапковой «Музей как политический, экономический, социальный институт», разработанный Garage Academy для студентов совместного бакалавриата НИУ ВШЭ и РЭШ. Мы узнали у Анны Владимировны, как устроен курс и в чем его миссия, а у студентов-экономистов – почему они его выбирают и соответствуют ли их ожидания от курса реальности.

Гараж х ВШЭ х РЭШ: что это такое, или зачем экономистам изучать музей?

Надежда Белякова, студентка совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ

Курс «Музей как политический, экономический, социальный институт» буквально открыл мне музеи и связал их с окружающим миром. Было интересно слушать и узнавать, как музей создавался и менялся, как он реагировал на политические и социальные изменения в мире, как музеи разных стран влияли друг на друга и на общество. 

Я выбрала этот курс, чтобы изучить что-то новое, свежее, не связанное экономикой. Но оказалось, что музей не отделим от экономики и экономического контекста – и от этого курс меня вдохновил еще больше. 

Благодаря курсу музеи как явление вписались для меня в социокультурный и экономико-политический контекст. Наверное, я ожидала примерно того, что и получила, но не предполагала, что мое понимание и восприятие музеев настолько изменится. 

Анна Трапкова читает лекцию для студентов совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ.
Анна Трапкова читает лекцию для студентов совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ.
Анна Трапкова, преподаватель Garage Academy, генеральный директор Музея Москвы

Курс посвящен истории и современному состоянию музеев, как институций, занимающих самое важное место в иерархии художественной системы. Почему в этом курсе нельзя обойти вниманием истории выставок? Ровно потому, что выставка уже не первое столетие является самым распространенным форматом репрезентации искусства. И как бы ни критиковали институциональную художественную систему и ни изобретали новые форматы — все равно все ходят в музеи и на выставки, они неизменно привлекают общественный интерес.

Вообще курс устроен таким образом: сначала мы хронологически изучаем историю музеев, потом коротко смотрим на историю выставок, и в последнем лекционном блоке разбираем сквозные проблемы, которые характеризуют музей как политическую, экономическую и общественную институции — например, говорим о перемещенных культурных ценностях или об экономике музеев.

Сейчас образование не ограничивается профильными специальностями. Наоборот, задача обучения в университете — дать возможность прикоснуться к разным областям знания, даже далеким от профильной специальности. Этот принцип исповедуется и на совместном бакалавриате Высшей школы экономики и Российской экономической школы. 

В целом, область искусства привлекательна для многих людей, в музеи ходят все, вне зависимости от специальности в дипломе. Поэтому и интерес к курсу достаточно высок — ведь лекции дают возможность более профессионально посмотреть на мир искусства и побывать в музейном закулисье, а потом сказать друзьям и работодателям, что я не только экономист, но и в музеях и современном искусстве разбираюсь. 

У меня есть и личная мотивация каждую субботу ездить на лекции в образовательный центр Гаража. В Российскую экономическую школу поступают лучшие из лучших. И мне, безусловно, интересно еженедельно общаться с такими интеллектуальными собеседниками. Поскольку группа не очень большая, мы всегда можем останавливаться на отдельных сюжетах, общаться, обмениваться мнениями. Я считаю, что если за полгода удается заинтересовать ребят жизнью музеев — то моя миссия выполнена.