Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Email: academy@garagemca.org
Преподаватель, руководитель академических программ Музея современного искусства «Гараж»
М.: Музей современного искусства "Гараж", 2020.
Базовая кафедра Музея современного искусства «Гараж» призвана продолжить и развить научную деятельность, проводимую в Музее. Научная и образовательная площадка НИУ ВШЭ предоставит возможности для проведения исследований в сфере современного искусства и подготовке квалифицированного кадрового запаса, острая потребность в котором сегодня ощущается в России. Решение о создании именно общеуниверситетской кафедры наилучшим образом удовлетворяет существующий в вузе спрос на опыт и знания, которыми обладает Музей «Гараж».
Курс «Музей как политический, экономический, социальный институт» буквально открыл мне музеи и связал их с окружающим миром. Было интересно слушать и узнавать, как музей создавался и менялся, как он реагировал на политические и социальные изменения в мире, как музеи разных стран влияли друг на друга и на общество.
Я выбрала этот курс, чтобы изучить что-то новое, свежее, не связанное экономикой. Но оказалось, что музей не отделим от экономики и экономического контекста – и от этого курс меня вдохновил еще больше.
Благодаря курсу музеи как явление вписались для меня в социокультурный и экономико-политический контекст. Наверное, я ожидала примерно того, что и получила, но не предполагала, что мое понимание и восприятие музеев настолько изменится.
Курс посвящен истории и современному состоянию музеев, как институций, занимающих самое важное место в иерархии художественной системы. Почему в этом курсе нельзя обойти вниманием истории выставок? Ровно потому, что выставка уже не первое столетие является самым распространенным форматом репрезентации искусства. И как бы ни критиковали институциональную художественную систему и ни изобретали новые форматы — все равно все ходят в музеи и на выставки, они неизменно привлекают общественный интерес.
Вообще курс устроен таким образом: сначала мы хронологически изучаем историю музеев, потом коротко смотрим на историю выставок, и в последнем лекционном блоке разбираем сквозные проблемы, которые характеризуют музей как политическую, экономическую и общественную институции — например, говорим о перемещенных культурных ценностях или об экономике музеев.
Сейчас образование не ограничивается профильными специальностями. Наоборот, задача обучения в университете — дать возможность прикоснуться к разным областям знания, даже далеким от профильной специальности. Этот принцип исповедуется и на совместном бакалавриате Высшей школы экономики и Российской экономической школы.
В целом, область искусства привлекательна для многих людей, в музеи ходят все, вне зависимости от специальности в дипломе. Поэтому и интерес к курсу достаточно высок — ведь лекции дают возможность более профессионально посмотреть на мир искусства и побывать в музейном закулисье, а потом сказать друзьям и работодателям, что я не только экономист, но и в музеях и современном искусстве разбираюсь.
У меня есть и личная мотивация каждую субботу ездить на лекции в образовательный центр Гаража. В Российскую экономическую школу поступают лучшие из лучших. И мне, безусловно, интересно еженедельно общаться с такими интеллектуальными собеседниками. Поскольку группа не очень большая, мы всегда можем останавливаться на отдельных сюжетах, общаться, обмениваться мнениями. Я считаю, что если за полгода удается заинтересовать ребят жизнью музеев — то моя миссия выполнена.