«Готовить лоцманов в мире информации и больших данных»
«Вклад университета в цифровую трансформацию: как оставаться на гребне волны» — так называлась одна из пленарных сессий Образовательного форума Большого Евразийского партнерства, прошедшего в рамках Международной партнерской недели НИУ ВШЭ. Ее участники обсудили, как технологические изменения меняют поведение университетов и происходящие в них процессы, как трансформируется содержание высшего образования и как должно быть организовано сотрудничество между университетами и ИТ-компаниями. В роли модератора выступил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.
Открывая сессию, Сергей Рощин напомнил, что не так давно, когда речь шла о приобщении студентов к глобальным коммуникациям, возникал вопрос, должен ли университет учить их иностранному языку или на иностранном языке. Сейчас аналогичный вопрос актуален в связи с информационными технологиями: мы учим специалистов в этой сфере или же образовательный процесс подразумевает постоянное использование ИТ-компетенций?
Еще одна проблема, которую заострил проректор Вышки, — как университеты должны влиять на происходящие технологические изменения и задавать тренды. Они могут быть разработчиками знаний, новых технологий, но при этом не занимаются непосредственно бизнесом. Отсюда вопрос: каким должен быть диалог с технологическими компаниями и какова роль университета в нем?
В дискуссии приняли участие председатель правления — ректор Международного университета информационных технологий (Казахстан) Аскар Хикметов, первый проректор — заместитель директора Университета Иннополис Искандер Бариев, заместитель директора Департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры России Анастасия Казанцева, руководитель департамента больших данных и информационного поиска НИУ ВШЭ Евгений Соколов.
Как рассказал Аскар Хикметов, в Казахстане понимают необходимость подготовки специалистов в сфере ИТ и в целом для работы в цифровой экономике. Исходя из этого меняется содержание образования, стоит задача включения ИИ в учебные планы практически всех вузов. Появляются междисциплинарные программы в области сельского хозяйства, финансов, биомедицины, где также предусмотрено освоение ИТ. Казахские коллеги рассматривают возможность открытия таких программ совместно с НИУ ВШЭ.
Спикер подчеркнул, что и у Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан, и у его университета есть партнеры, связанные с ИТ-сектором. «Вся система образования замкнута на IT», — заключил он, после чего Сергей Рощин на правах модератора задал вопрос, должны ли «умереть» те направления подготовки, которые с ИТ не связаны. Аскар Хикметов ответил, что остальные образовательные программы «тоже уходят в цифру» и темпы этого перехода зависят от экономического развития страны. Возникают точки соприкосновения между ИТ-университетами и, например, гуманитарными вузами.
По мнению казахского ректора, такое понимание характерно для стран Центральной Азии, сделавших в этом направлении серьезный скачок. «Я не утверждаю, что необходимо только цифровое образование, но “цифра” должна присутствовать практически во всех специальностях. Выпускники университетов должны понимать цифровую составляющую своих дисциплин и своей науки», — заключил он.
Искандер Бариев, представлявший на форуме Университет Иннополис, заявил, что он как физик по образованию и специалист по квантовым технологиям категорически не согласен с тем, что нужны только айтишники. Он считает, уже через пять-шесть лет большая часть программистов останется без работы, поскольку код будет генерироваться без их участия. А наиболее востребованы будут смежные специалисты — геолог-айтишник, врач со знанием ИТ и т.д.
Спикер рассказал, что представители 70 российских вузов прошли обучение в Иннополисе по вопросам цифровой трансформации, которая заставляет университет повернуться лицом к своему заказчику, то есть прежде всего к студенту. В то же время он считает, что многие вузы «чуть отстают от трендов развития ИТ» по сравнению с теми, для кого они готовят кадры. Например, компании успешно используют в качестве инструмента ChatGPT, а студенты лишь генерируют там рефераты, и многие преподаватели не могут распознать подлог.
Преодолеть это отставание и быть на шаг впереди бизнеса, по мнению Искандера Бариева, поможет обмен опытом между вузами, создание консорциумов внутри России.
Анастасия Казанцева из Минцифры России согласилась с тезисом о востребованности ИТ-компетенций в конкретной отрасли, когда специалист с помощью программирования умеет решать прикладные задачи. Два федеральных проекта — «Кадры для цифровой экономики» и «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» — реализуются в поддержку этого тезиса.
Например, ежегодно по инициативе Минцифры России увеличивается бюджетный набор на ряд специальностей, среди которых есть не только связанные напрямую с ИТ, но и языкознание, ядерные технологии, машиностроение и т.д. Эти отрасли нуждаются в цифровой трансформации.
Другой проект — «Цифровые кафедры» — также нацелен на то, чтобы в отраслях появилась «цифра». На этих кафедрах, созданных в 119 вузах, студент может получить ИТ-компетенции для применения в том числе в своей профессиональной деятельности. Как рассказала Анастасия Казанцева, в этом году программы обучения цифровым компетенциям разработала даже Академия русского балета. За два года число студентов, принятых на цифровые кафедры, составит нарастающим итогом около 230 тыс. человек.
На вопрос Сергея Рощина, как университеты учат тому, в чем они отстают от компаний, представитель регулятора ответила так: «Надо взаимодействовать с индустрией — выходить на отрасль, работать с отраслью, учиться на своих ошибках и дальше их не совершать, подвергать свои программы критике и более трепетно относиться к ним с учетом точки зрения бизнеса». Пример сотрудничества — экспертиза программ цифровых кафедр, которую проводят лидеры ИТ-рынка, а в дальнейшем к каждому вузу, где есть такая кафедра, планируется прикрепить «якорную компанию».
Еще до появления цифровых кафедр Вышка начала реализацию проекта Data Culture, в рамках которого студенты всех образовательных программ бакалавриата осваивают цифровые компетенции. Об этом проекте участникам форума рассказал руководитель департамента больших данных и информационного поиска НИУ ВШЭ Евгений Соколов.
С одной стороны, с каждым годом у студентов рос интерес к программированию и связанным с ним курсам, с другой — в университете формировалось понимание, что компьютерные науки претендуют на роль инструмента, необходимого всем. Реализация проекта началась в 2017 году с пилотных курсов программирования и компьютерной грамотности на некоторых программах, а в 2021 году он стал отстроенной системой.
«Когда появились цифровые кафедры, стало понятно: все, что мы делаем, хорошо укладывается в этот проект. Но Data Culture — это не повышение квалификации и не профпереподготовка. Мы встраиваем этот модуль в образовательные программы: любой студент через него гарантированно пройдет и получит множество дополнительных цифровых компетенций», — отметил Евгений Соколов.
Для преподавания Data Culture университет привлекает практиков, зачастую выпускников Вышки. Используются онлайн-курсы собственного производства, причем они постоянно совершенствуются, позволяя оставаться на переднем крае науки. Содержание обучения зависит от образовательной программы (у востоковедов и айтишников оно разное), выделено пять уровней владения цифровыми компетенциями — от начального до экспертного. Уже на первом курсе все студенты бакалавриата проходят независимую оценку компетенций по цифровой грамотности.
Комментируя доклад коллеги, Сергей Рощин допустил, что в перспективе эти компетенции будут формироваться на доуниверситетском уровне — точно так же каждый абитуриент умеет читать и писать. Еще одна гипотеза — что лет через десять вузы станут готовить не столько ИТ-специалистов, которых к тому времени будет предостаточно, сколько лоцманов в мире информации и больших данных, которые путешествуют по нему и находят новые маршруты. «Хотел бы пожелать университетам, чтобы это с ними случилось, и тогда мы увидим новое качество и высшего образования, и информационного мира», — заключил проректор НИУ ВШЭ.