Косарецкий Сергей Геннадьевич, директор Центра социально-экономического развития школы, доцент Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ (Москва)
НОМИНАЦИЯ «Лучший эксперт»
Номинируется как признанный эксперт в области региональной образовательной политики и политики сокращения неравенства в образовании, оценки эффективности деятельности образовательных организаций, дополнительного образования
Представление на Косарецкого Сергея Геннадьевича от коллектива Института образования
Сергей Геннадьевич Косарецкий руководит Центром социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ с 2011 года, с момента прихода в университет.
Область научных интересов С.Г.Косарецкого охватывает социологию образования, региональную образовательную политику, доказательную политику. В фокусе его научно-исследовательской и проектной деятельности находятся вопросы общественного участия в образовании, образовательного неравенства, стратегии его преодоления, разработке которых посвящено значительное число его научных работ, инициатив и энергичных усилий.
С.Г.Косарецкий, кандидат психологических наук, имеет богатый опыт экспертно-аналитической деятельности в области образовательной политики. Он принимал деятельное участие в разработке основных документов, определяющих развитие системы образования России, Москвы, регионов. Внёс весомый вклад в разработку Стратегии развития города Москвы до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года, Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, Государственной программы города Москвы "Развитие образования" на 2012-2016 год, Концепции развития дополнительного образования, многих региональных Концепций и Программ развития образования.
В настоящее время Сергей Геннадьевич участвует в разработке Стратегии социально-экономического развития России до 2035 года.
С.Г. Косарецкий является признанным экспертом в области оценки деятельности образовательных организаций, в том числе, в ходе независимых процедур. При его участии проводились разработка и апробация механизма общественного рейтингования дошкольных образовательных учреждений и учреждений общего образования на основании данных публичной отчетности, 2013; построение рейтинга информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных учреждений, 2013; построение рейтинга информационной открытости официальных сайтов региональных органов управления образованием 2012-2016.
Сергей Геннадьевич на протяжении ряда лет является одним из авторов доклада НИУ ВШЭ по социальной политике.
Экспертные оценки и рекомендации С.Г.Косарецкого оказывают существенное влияние на принятие важных стратегических решений, определяющих направления модернизации отечественного образования, поскольку он в течение ряда лет является членом Экспертного совета по законодательному обеспечению образования Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Федерального Собрания Российской Федерации; членом Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по рассмотрению комплексов мер по модернизации общего образования субъектов РФ.
Являясь также членом Межведомственного координационного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей, ответственным секретарём экспертной группы "Новая школа" Стратегии 2020,членом рабочей группы Агентства стратегических инициатив по дополнительному образованию и досугу, С.Г. предпринял активные усилия для того, чтобы развитие дополнительного образования, обеспечение его доступности для всех социальных групп стали одними из центральных векторов развития российского образования.
Сергей Геннадьевич является активным участником и организатором диалога государства и общественности по острым ключевым проблемам развития образования, в том числе, реализуемого на площадках Общественной палаты Российской Федерации, Общероссийского Народного Фронта.
С.Г. Косарецкого хорошо знают и ценят в регионах как опытного эксперта, консультанта в области региональной политики и как руководителя таких проектов, как:
- Анализ практик субъектов Российской Федерации по модернизации региональных систем общего образования в части организации аттестации и повышения квалификации педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений, а также разработке концептуальных подходов и рекомендаций по формированию комплексов мер по модернизации в 2013 году общего образования в субъектах Российской Федерации, анализу проектов комплексов мер по модернизации в 2013 году общего образования, подготовленных субъектами Российской Федерации, 2012;
- Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации, Федеральная целевая программа развития образования, 2012;
- Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом региональной специфики (включая управление субсидиями из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации), Федеральная целевая программа развития образования, 2012.
С.Г.Косарецкий награждён почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации (май 2003).
Представление на Косарецкого Сергея Геннадьевича от коллектива Центра социально-экономического развития школы
Под руководством С.Г.Косарецкого Центр стал одним из лидеров в исследованиях и прикладных проектах в области региональной политики и политики сокращения неравенства в образовании, оценки эффективности деятельности образовательных организаций, дополнительного образования.
С.Г.Косарецкий и специалисты Центра работают в тесном контакте с региональными органами управления образованием, школьными управленцами и коллективами школ.
Исследовательская деятельность Центра создаёт основу для решений, принимаемых на самом высоком государственном уровне и позволяющих в национальных масштабах создавать условия для преодоления отставания школ, защиты интересов уязвимых групп школьников, поддержки образовательных организаций, работающих в наиболее неблагополучных социальных условиях.
Примером того, что усилия С.Г.Косарецкого и коллектива Центра продуктивны, может быть появление темы поддержки неблагополучных школ и групп учащихся в таких документах как Указ я Президента №599 от 7 мая 2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г., План мероприятий (дорожная карта)
"Изменения в отраслях социальной̆ сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (2012).
Результатом принятия этих документов стал масштабный национальный проект «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов (не менее 20 субъектов РФ)», которым С.Г.Косарецкий руководит в настоящее время. В этот проект С.Г.Косарецкий вкладывает много энергии, сил и души.
Не менее эффективными под его руководством стали проекты, связанные с развитием независимой оценки качества образования. Активно включившись в выполнение Правительственных заданий по реализации Указов Президента РФ № 597 от 12 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», представители Центра стали на сегодняшний момент ведущими специалистами и экспертами в этой области.
Признанием высокой компетенции в вопросах оценки качества образования стали Федеральные проекты по развитию мониторингов в системе образования, реализуемые Центром.
Умение Сергея Геннадьевича почувствовать, увидеть самые важные и перспективные зоны образовательной политики обеспечило Центру лидирующие позиции и в вопросах развития дополнительного образования детей, в которое он вкладывает серьезные усилия.
Надеемся, что деятельность С.Г. Косарецкого и далее будет как всегда эффективной, яркой и полезной для отечественного образования.
Комментарии:
Собственно это качество и позволяет эксперту влиять на формирование образовательной политики, делать эти увиденные и понятные им перспективные направления актуальной образовательной повесткой.
И это Сергею Геннадьевичу удаётся в высшей степени. Все мы наблюдали, как в значительной мере его усилиями одним из фокусов образования стало дополнительное и шире – неформальное образование, как менялось понимание роли семьи в образовании.
Не менее очевидно, что также благодаря его активности общественное и государственное внимание было привлечено к школам, всегда находившимся в слабой позиции, мало кому интересным – школам, обучающим неблагополучные социальные группы. Теперь к поддержке этих школ, их детей, учителей привлечены десятки регионов. Разработаны государственные программы, приняты документы на самом высоком уровне.
Конечно, иногда Сергей Геннадьевич видит дальше, чем может быть подхвачено сегодня. Но это видение как раз и является стратегическим. Сергей Геннадьевич имеет возможность реализовать его, поскольку является одним из самых активных разработчиков наиболее важных стратегических документов, подготовленных НИУ ВШЭ, и определяющих развитие российского образования.