Чириков Игорь Сергеевич, проректор, ведущий научный сотрудник Института образования, директор Центра социологии высшего образования (Москва)
НОМИНАЦИЯ «Вклад в развитие Школы»
Директор Центра социологии высшего образования
Игорь Сергеевич Чириков – выпускник бакалавриата (2007) и магистратуры (2009) Вышки, получивший дипломы с отличием, а в 2013 году защитивший кандидатскую диссертацию (и это также произошло в Вышке!).
Академические интересы и достижения Игоря Сергеевича в немалой степени связаны с его поначалу неформальной, а затем и формальной вовлечённостью в процесс организации яркой и насыщенной студенческой жизни в нашем университете. В качестве вновь назначенного проректора И.С. Чириков координирует проведение конкурса научно-исследовательских работ студентов, а также отвечает за поддержку студенческих организаций, клубов и секций (научные, творческие, волонтерские и т.д.), а ведь с 2005 по 2008 гг. он сам был председателем Социологического клуба «Город», ставшего первой студенческой организацией, в равной степени ориентированной на семинары, проведение прикладных исследований и вовлечение студентов в профессиональную, «взрослую» исследовательскую работу.
«Горожане» первыми стали проводить регулярные опросы студентов, преподавателей и абитуриентов Вышки (премия «Золотая Вышка»-2006 в номинации «Студенческая инициатива»), и естественным развитием этих процессов «социологической саморефлексии» стало создание в университете Центра внутреннего мониторинга, который возник во многом благодаря организационным усилиям Игоря Сергеевича, ставшего позднее его научным руководителем.
ЦВМ стал не только каналом обратной связи для руководства университета, но и уникальным «зеркалом» для всех заинтересованных сторон – студентов, преподавателей, научных сотрудников, административно-управленческого персонала и даже абитуриентов и их родителей. Неудивительно, что в центре исследовательских интересов Игоря Сергеевича неизменно остаются социология образования и социология организаций, а новейшие теории и методы, существующие в этих исследовательских областях, он успешно применяет в практике планирования организационных изменений и оценки их последствий для университета в целом и отдельных групп внутри него.
Уникальный опыт Игоря Чирикова в исследованиях внутренней среды университета и результаты, полученные в его кандидатской диссертации, которая была посвящена развитию теоретико-методологических подходов к исследованию трансформации организационных границ, сделали его незаменимым в качестве научного сотрудника Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета в Беркли (с 2014 г. по н.в.) и директора международного консорциума, реализующего новаторский проект «Студенческий опыт в исследовательском университете».
Игорь Сергеевич - не только теоретик высшего образования, но и успешный практик – в 2014 году он стал победителем конкурса «Лучший преподаватель».
Публикации И.С. Чирикова на наших глазах становятся «мгновенной» классикой вновь формирующейся области институциональных исследований высшего образования, формулируя вопросы, которые просто не возникали в традиционной социологии образования, ориентированной преимущественно на внешние критерии эффективности, и давая ответы, позволяющие посмотреть на процесс и результаты обучения в университете с новой стороны. Его статьи последних лет, опубликованные в отечественных и зарубежных журналах, предлагают новые и хорошо фундированные объяснения парадоксов отечественного образования (например, Chirikov I. The Mystery of Russian Students: Poor Learning Experience, High Satisfaction // Higher Education in Russia and Beyond. 2015. No. 3. P. 10-11) или ставя вопросы, ответ на которые требует не совершенствования управленческих алгоритмов, а принципиального изменения существующих методологических подходов к проведению опросов главной целевой аудитории высшего образования – студентов (например, Klemenčič M., Chirikov I. How Do We Know How Students Experience Higher Education? On the Use of Student Surveys, in: The European Higher Education Area: Between Critical Reflections and Future Policies / Ed. by A. Curaj, L. Matei, R. Pricopie, J. Salmi, P. Scott. Springer, 2015).
Игорь Сергеевич смог сделать академически увлекательной традиционно «скучную» социологию образования и привлечь к работе в ней многих недавних студентов факультета социальных наук. В немалой степени это связано с его уникальными личностными качествами – открытостью опыту, целеустремлённостью, лидерским потенциалом, способностью к творческим инсайтам и, конечно, отличным чувством юмора. Яркой иллюстрацией этих качеств, позволяющих в самых рутинных и малопривлекательных чертах университетской повседневности увидеть возможности для творческой мобилизации и коллективного катарсиса, стал недавний (сентябрь 2016 г.) успешный проект создания первого в мире памятника анонимному рецензенту, запущенный на краудфандинговой платформе Kickstarter и, благодаря остроумному медиа-сопровождению, мгновенно собравший не только необходимое финансирование, но и столь ценные, пусть и с трудом измеримые деньгами и лайками позитивные эмоциональные отклики всех вовлечённых коллег и заинтересованных наблюдателей.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Чтобы оставить комментарии, авторизуйтесь как пользователь портала*
Обратите внимание, что комментарии будут опубликованы в течение 10 минут. Правила ведения дискуссии.
* — только для сотрудников НИУ ВШЭ
Комментарии:
P.S.: У Игоря однозначно есть маховик времени, и давайте надеяться, что в случае победы он расскажет всем о секретах его производства и эксплуатации :)
Это огромное счастье работать под руководством человека, уважение к которому растет из года в год! В победе Игоря не сомневаюсь!
Команда центра социологии высшего образования гордится успехами Игоря и считает, что он достоин премии «Золотая Вышка».
Пс. ...Хм, а монумент уже установлен?