Александров Даниил Александрович, заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессор Департамента социологии Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук
НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»
НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: заместитель директора. Профессор Департамента социологии Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук
Даниил Александрович Александров известен многим в Вышке разными направлениями своей работы, но главное дело для него - это преподавание, развитие новых курсов и вовлечение студентов в научные исследования через обучение.
Неподдельный энтузиазм и успех преподавателя видны в том, сколько времени и сил он инвестирует в работу со студентами бакалавриата. В течение многих лет он проводил летнюю экспедиционную практику, когда студенты вместе с ним выезжали в сельские районы и малые города для освоения полевых методов при изучении жизни местных сообществ - около сотни студентов прошло через эти экспедиции. Вокруг него и его учеников всегда роятся десятки студентов-социологов и в его лаборатории реализуются ежегодно 4-6 студенческих проектов с общим числом студентов более 50 человек.
В Вышке Александров был одним из создателей социально-сетевого анализа, и все специалисты в этой области в Вышке видели, как он всегда готов учить и помогать студентам и молодым ученым. Последние несколько лет Д.А. Александров стал лидером в развитии социальной информатики и анализа больших данных в социальных науках. И в этом он тоже опирается на преподавание.
По его инициативе для студентов кампуса разработан и реализован майнор по науке о данных, создана МП "Анализ больших данных в бизнесе, экономике и обществе". Под его руководством образовательная программа "Социология" реформирована в программу "Социология и социальная информатика", первую такую программу в России и одну из первых в мире. Эти большие образовательные проекты выросли из инициированных им курсов и студенческих проектов в социологии. В центре его внимания всегда студенты: каждый год 14-15 студентов вместе с ним участвуют в международных конференциях по социальной информатике и вычислительной социальной науке. В результате уже на третьем курсе бакалавриата у студентов появляются англоязычные публикации, индексированные в базах Web of Science и Scopus. За 2015-2016 гг. его студентами сделано 16 выступлений и опубликовано 8 статей в материалах известных конференций по компьютерным наукам, причем половина - это самостоятельные проектные исследования.
Это новое поколение его учеников несомненно станет известной научной школой в области социальной информатики. Это уже четвертая волна учеников в новой области, которую он создает там, где преподает. Стоит отметить, что среди международно известных сотрудников Вышки в Москве и Санкт-Петербурге есть несколько его учеников прошлых лет, когда он занимался историей науки и науковедением.
Комментарии:
Полностью поддерживаю кандидатуру.
Было забавно слушать его в этот момент, потому что аналогия повисла в воздухе, и, конечно же, Даниил Александрович её озвучил, это мысль Коллинза о том, что вышесказанное прекрасно подходит к научному семинару. А каждый семинар Александрова именно такой. После первой лекции я не могла перестать улыбаться, я убедилась, что Так Бывает. Когда всё, о чём мечтаешь как об университете, вдруг обретает плоть, имя и отчество.
В комментариях люди знающие говорят об объективном, но мне, новичку, важнее эта радость, которая теперь навсегда с нами. Кстати, некоторые имена здесь мне знакомы по лекциям Даниила Александровича, – коллеги, вы не зря столько работали над курсовыми и магистерскими )
которыми мне доводилось встречаться. Наблюдать за ним в аудитории —
это захватывающее зрелище: как ему удается вдохновить, озадачить,
заставить задуматься или просто дать отдохнуть и посмеяться. Рядом с
ним всегда чувствуешь, что преподавание — это большая, осмысленная и
очень нужная работа. Очень поддерживаю эту номинацию и желаю Даниилу Александровичу победы!
Даниил Александрович называл нас академиками, и от этого, казалось, мы становились еще более любознательными, усердными и еще более близкими к миру большой науки. Он говорил, что его цель - научить нас думать, и делать это мы будем, изучая социологию. Замечательная цель и прекрасный преподаватель. Спасибо большое, Даниил Александрович!
Есть и новая программа, за технологическо-информационным фасадом которой — серьёзное "социальное" ядро, не менее ценное для выпускников в длинной перспективе.
Есть и уже несколько когорт студентов, которые "с пелёнок" fit into science, которым есть что показать и на социологической, и на медийной, и на "компьютерной" международных конференциях. Они выросли упрямыми, ищущими свое и настоящее, и независимыми — как их руководитель.
Хотел бы добавить к этому две важных черты, которые, на мой взгляд, обеспечивают львиную долю успеха Александрова-педагога, не меньше, чем талант, обаяние и глубочайшая научная эрудиция, и создают тот уникальный формативный опыт, про который здесь уже много написано.
Первая — это взрослое, без дураков, отношение к студентам как к коллегам, работающее как для первокурсника, так и для аспиранта.
Вторая — это глубокое уважительное отношение к научному знанию.
Поздравляю Даниила Александровича с номинацией и желаю ему получения заслуженной награды.
За этот год мы с одногруппниками выступили на нескольких международных конференциях и летних школ с докладами. Это бы не оказалось возможным без Даниила Александровича!
Мне очень нравится быть студентом Даниила Александровича, потому что вместе с ним я действительно работаю над решением каких-то сложных проблем, учусь задавать правильные научные вопросы и находить на них ответы. За три года обучения и научной работы вместе с Даниилом Александровичем я достиг первых научных результатов и благодаря его поддержке смог посетить серьезные конференции не только в качестве зрителя, но и участника.
Даниил Александрович является человеком, которому в первую очередь важно, чтобы студенты занимались тем, что им интересно и при этом занимались полезной для них работой в стенах университета. Он с готовностью реагирует на проблемы и пробелы, возникающие на программе, и старается сделать процесс обучения максимально интересным и полезным для студентов. Я очень благодарен ему за эти четыре года обучения на ОП "Социология".
Хотелось бы поблагодарить его за это и пожелать победы в данном конкурсе!
Я рад что именно его номинировали, так как он является самым прогрессивным преподавателем Санкт-Петербурга.
Через пару лет после этого мы начали вести вместе исследовательские проекты. Во время написания совместных научных работ, полевых практик, общения в интернете,неформальных встреч всегда создавалось ощущение, что ты разговариваешь с близким коллегой или товарищем, который находит нужный подход, а не с суровым руководителем.
Даниил Александрович, независимо от настроения или состояния здоровья всегда генерирует массу идей. Если ты только приблизительно определил область исследований, он найдет возможность подтолкнуть тебя на несколько идей и методик их изучения.
Без преувеличения, лично меня Даниил Александрович буквально влюбил в науку, оказал колоссальное влияние на мою научную карьеру и исследовательскую деятельность. Спустя несколько лет я продолжаю работать над идеями, которые мы развивали и изучали вместе с ним. За что огромное спасибо!
Я не знаю, так ли важна для него именно эта премия, поскольку, если каждый год он также как меня заражает своим энтузиазмом нескольких других людей, и получает от них отдачу, то он уже стал золотым или платиновым учителем.
Как ученый, Даниил Александров вооплощает в себе острый ум, истинную любовь к жизни во всех ее проявлениях, умение находить нетривиальные аспекты в типичных ситуациях, умение с легкостью переходить от абстракций к конкретным примерам.
Как учитель, Даниил Александров воспитал несколько поколений профессиональных ученых, готовит будущее поколение молодых мультидисциплинарных исследователей, обладает высочайшей мерой терпения, неравнодушием к успехам и проблемам студентов.
Как руководитель, Даниил Александров успешно справляется с организационной работой школы социальных и гуманитарных наук, имеет четкое видение насчет вектора развития и стратегии исполнения как самой школы, так и Санкт-Петербурского кампуса вообще.
Kudos!
Очень ценю его умение вдохновлять студентов на организацию собственных исследовательских проектов, и благодарен ему за то, что он не ставит студентов в жесткие рамки при написании курсовых работ. Как результат: студенты проводят качественные исследования, результаты которых с интересом слушают на конференциях (в том числе международных) и публикуются в научных журналах.
Даниил Александрович является вдохновителем и генератором бесчисленного количества идей, а тот колоссальный объем советов и рекомендаций, который он уже дал, заслуживает отдельного внимания и уважения.
Признаюсь, он стал для меня воплощением настоящего ученого с мировым именем. И мне посчастливилось написать не одну научную работу под его руководством.
От всей души, удачи!
Постоянно модернизируя факультет он стремиться сделать его максимально удобным и интересным для каждого студента, независимо от того, предпочитает ли студент заниматься наукой или видит будущее, например, в HR.
Плюс да, невероятно подкупает, что Даниил Александрович ставит перед собой цель помогать студентам в поиске возможностей для реализации себя в научном пространстве.