Кузнецов Сергей Олегович, профессор, руководитель Департамента анализа данных и искусственного интеллекта факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ (Москва)
НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»
Международная научно-учебная лаборатория интеллектуальных систем и структурного анализа: Заведующий лабораторией
Сергей Олегович Кузнецов является известным учёным, специалистом в области интеллектуального анализа данных и искусственного интеллекта. Он успешно руководит департаментом анализа данных и искусственного интеллекта, Международной лабораторией интеллектуальных систем и структурного анализа и магистерской программой «Науки о данных».
Несмотря на очень плотный график, Сергей Олегович находит время на плодотворное руководство научными работами студентов и аспирантов. Например, в октябре 2016 года под руководством Сергея Олеговича защитился Бузмаков А.В.
Вот что пишет Алексей о работе под руководством Сергея Олеговича: «С Сергеем Олеговичем мы работали над развитием узорных структур в области анализа формальных понятий. В начале нашей работы Сергей Олегович познакомил меня с французскими коллегами, которые также занимаются анализом формальных понятий. Это знакомство переросло в сотрудничество с большим количеством совместных публикаций и возможностью моей стажировки во Франции. Это был поистине бесценный опыт, который стал возможен во многом благодаря Сергею Олеговичу. Это яркий пример того, как Сергей Олегович ищет и предлагает очень ценные возможности своим аспирантам. Другим примером может служить, то, что несмотря на желание Сергея Олеговича, чтобы я остался в лаборатории после защиты, он сделал всё, чтобы я устроился в НИУ ВШЭ – Пермь, в моем родном городе, как я того хотел. Такими возможностями могут быть гранты, конкурсы, позиции, стажировки и многое другое. Отдельно стоит отметить процесс совместной работы. У Сергея Олеговича всегда много идей, которые он предлагает своим аспирантам. И при этом Сергей Олегович всегда открыт к тем идеям, которые может предложить сам аспирант, и всегда готов довести эти идеи до хороших результатов. Я считаю, что это очень важная черта работы с Сергеем Олеговичем, так как это позволяет развить творческий научный потенциал аспиранта. При редактировании научных статей, написание первой версии доставалось мне, однако в дальнейшем статья сильно преображалась после многих итераций вычитывания Сергеем Олеговичем и другими соавторами. Мне кажется, что это верный подход, который позволяет аспиранту научиться писать статьи, и видеть те ошибки, которые он совершает на начальных этапах написания статей. Ещё одной отличительной чертой Сергея Олеговича является то, что он показывает аспиранту, как вести себя на конференциях. На конференции приезжают крупные учёные, и начинающему исследователю необходимо знать, как можно завести контакты с такими учёными или как начать новое сотрудничество. Я считаю, что мне очень повезло с научным руководителем, а Сергей Олегович является одним из достойнейших кандидатов на звание 'Лучший научный руководителю кандидатской диссертации». Под руководством Сергея Олеговича Кузнецова Бузмаков А.В. опубликовал 13 научных работ, включая 2 работы в Q1 по базе данных «Web of Science», и 1 работу в трудах конференции уровня A по рейтингу CORE'2014.
Игнатов Дмитрий, доцент департамента анализа данных и искусственного интеллекта, а также один из первых аспирантов Сергея Олеговича вспоминает: «Сергей Олегович во многом помог мне сделать первые шаги в компьютерных науках: познакомил с такой интересной областью как машинное обучение, которым я сейчас активно занимаюсь, привил культуру чтения статей по специальности, а также помог воспитать чувство языка при написании статей на английском. В 2006 году Сергей Олегович убедил меня прервать обучение в Германии и поработать над созданием отделения прикладной математики и информатики в Вышке. И хотя и пришлось отложить диссертацию почти на два года, это окупилось сторицей, потому что сейчас открытое 10 лет назад отделение органично вписалось в новый динамично развивающийся факультет компьютерных наук — приятно сознавать, что в этом есть весомый вклад научного руководителя. Хотелось бы принести слова благодарности и за оказанное доверие в проведении многочисленных международных конференций, объяснению тонкостей работы с программными комитетами и десятков и сотен ученых, организации честного рецензирования, взаимодействия с редакциями международных издательств – эти уроки оказались плодотворными. В ходе моего аспирантства Сергей Олегович всегда помогал советами, выслушивал предлагаемые идеи, конструктивно критиковал и поддерживал. В рамках совместного творчества нам удалось решить немало прикладных задач средствами решеток понятий и машинного обучения – поиск документов-дубликатов, анализ аудиторий веб-сайтов, рекомендации контекстной рекламы, поиск сообществ в социальных сетях и много других. Это сотрудничество по-прежнему остается интересным и плодотворным, а особенно приятно видеть молодых перспективных аспирантов — Юрия Кашницкого с работой по классификации на основе узорных структур и признаковых зависимостей для сложноструктурированных данных, Алексея Масютина с приложениями и методами машинного обучения в финансовой аналитике, Наталью Корепанову с задачами в области медицинской информатики, направленными на спасение жизней, и многих других, в том числе защитившихся и начавших самостоятельную научную жизнь молодых ученых».
Дмитрий Ильвовский, старший преподаватель департамента анализа данных и искусственного интеллекта, аспирант Сергея Олеговича делится своими впечатлениями от работы с Сергеем Олеговичем: «Пожалуй, одним из главных, лично для меня, свойств Сергея Олеговича как научного руководителя является его умение находить интересных и нужных людей, вовлекать их в свою научную орбиту и «состыковывать» со своими аспирантами и учениками. Так рождались многие и многие проекты, исследования, диссертации. В свое время глубокое впечатление на меня произвел стиль научной работы Сергея Олеговича, его научные ориентиры и сформулированные им самим критерии успешности. Он, с одной стороны, максимально ориентирован на международное сообщество на уровне топ-конференций и топ-журналов, а с другой – всегда заинтересован в поиске и применении оригинальных научных концепций и подходов, далеко не всегда находящихся в «мейнстриме». Этот стиль явно и неявно передается ученикам Сергея Олеговича. Конечно, не могу не отметить и прочие приятные «мелочи» (это, разумеется, ирония), например, умение несколькими штрихами улучшить почти любую статью аспиранта, крайне демократичный и дружелюбный стиль общения не только с аспирантами, но и со студентами и т.д. Безусловно, Сергей Олегович не идеален, и его недостатки являются обратной стороной его достоинств, но, как я понял за время, проведенное в академической среде, идеальных руководителей просто не бывает.
Двое из аспирантов Сергея Олеговича получили международную степень PhD, защитив кандидатскую диссертация в России и за рубежом. По окончании аспирантуры его ученики успешно работают по специальности: Михаил Бабин работает в Google, USA, Артем Ревенко – в австрийской компании Semantic Web Company GmbH (SWC), Austria, Дмитрий Игнатов и Алексей Бузмаков строят научную карьеру в Alma Mater, НИУ ВШЭ. Алексей Масютин успешно совмещает аспирантуру с работой в Сбербанке по крупным проектам, а Дмитрий Ильвовский – научную и преподавательскую карьеру в НИУ ВШЭ.
Считаем, что Сергей Олегович достоит стать лауреатом в номинации – за выдающийся вклад в создание и развитии научной школы в области анализа данных и искусственного интеллекта в стенах НИУ ВШЭ.
Комментарии:
Он, несомненно, является ярким ученым и гордостью факультета компьютерных наук. Его имя знают далеко за пределами нашей страны, его исследования внесли весомый вклад в развитие мировой науки и цитируются сотнями ученых по всему миру. Он является членом редколлегий ряда международных журналов и организатором международных конференций. Меня восхищает то, что помимо успешной и насыщенной научной деятельности Сергею Олеговичу прекрасно удается руководить департаментом, лабораторией и магистерской программой "Науки о данных", которую я окончила в прошлом году. Сергей Олегович прилагает огромные усилия, для достижения лучших результатов. Так, совершенно новая программа "Науки о данных", открытая под его руководством, привлекла десятки умных и талантливых студентов из разных университетов нашей страны, причем многие выпускники этой программы продолжили научную деятельность в стенах Вышки. Удивительно, как Сергею Олеговичу всегда удается найти время для каждого: и для аспирантов, занимающихся исследованиями под его руководством, и для студентов, обучающихся на нашей программе, и для сотрудников факультета. Его профессионализм, компетентность, внимание к деталям, значительный опыт научной деятельности помогают нам разрешить сложности, возникающие в наших исследованиях, и вдохновляют на решение новых исследовательских задач.
Действительно, Сергей Олегович прилагает огромные усилия для развития научной деятельности студентов и аспирантов – именно благодаря ему наши студенты могут учиться в зарубежных университетах и участвовать в научно-исследовательских проектах с ведущими лабораториями и учеными Франции, Германии, США. В одной из программ обмена посчастливилось принимать участие и мне – с уверенностью могу сказать, что я получила очень полезный опыт, позволяющий лучше интегрироваться в мировую науку.
Я очень благодарна Сергею Олеговичу не только за большое количество профессиональных рекомендаций и советов по теме моего исследования, но и за его доброе сердце, человечность и заботу.
Его требовательность и строгость, человечность и порядочность, неравнодушие и внимательное отношение к каждому в сочетании с профессионализмом и прекрасными организаторскими способностями, безусловно, делают его лучшим руководителем кандидатской диссертации.
Глубокое уважение, Сергей Олегович!
Непременно победы!
Именно это, с одной стороны, повышает требования к "ученикам" - они должны становиться "соратниками", и Сергей Олегович их так и воспринимает и рано "выпихивает из гнезда". Но с другой стороны, это даёт уникальные возможности по саморазвитию и участию в реальных научных проектах на мировом уровне с мировыми звёздами. Многие ученики проводят значительную часть времени далеко от дома - в ведущих мировых исследовательских центрах по всему миру.