Мороз Георгий Алексеевич, преподаватель Школы лингвистики факультет гуманитарных наук (Москва)
НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»
Школа лингвистики: Преподаватель
У нас есть коллега и друг - Гарик. Он живет в Вышке, на Басманной, на пятом этаже. За свою жизнь в Вышке он преподал массу разных предметов, хотя по призванию он фонолог-фонетист-кавказовед. Это потому, что ему все интересно - морфология и синтаксис, Амазония и Дальний Восток, полонистика и картография, статистика и каллиграфия. Он ведет курсы и руководит дюжиной курсовых - по всем этим темам.
Он не ищет простых путей. Он сделал пакет картографирования в среде R (вообще-то, это язык статистического анализа данных). Он исследовал фонетику мегебского и нанайского языка (вообще слышали про такие?). Под его руководством исследована география систем числительных в Южной Америке (там их почти нет - но как раз это и есть самое интересное). Он помог сделать русскую транслитерацию польских фамилий для книги памяти о Катыни.
Поверьте, он будет большим человеком - если ему дадут дописать диссертацию.
Мы встретились в первый раз - или почти - в экспедиции в Дагестан. Мы шагали вниз по склону горы без тропы и говорили о том, что нам было интересно - не о публикационной активности и даже не о надбавках, а о согласовательных классах. И вот так же самозабвенно он рассказывает все, что знает, студентам, на своих бесконечных парах, с утра до вечера, каждый день новых. И то, чего не знает, но о чем уже догадывается.
Мы - друзья, коллеги и студенты - не представляем, какая жизнь была бы без Гарика. Совсем. И даже не хотим. Салам тебе, Гьарум!
Комментарии:
Я очень благодарна Георгию Алексеевичу за все знания, которые он пополняет с завидной регулярностью и делится ими со своими студентами и коллегами. И делает это, что немаловажно, в доступной форме и самой приятной атмосфере.
Начнём с того, что он действительно прекрасный преподаватель, обладающий не только глубокими познаниями в самых разных областях (не только) лингвистики, но и достаточно редким даром своими знаниями делиться. Не могу не отметить, что застала самое начало его преподавательской деятельности, и то, насколько он вырос над собой всего за пару лет, поражает и вдохновляет. Он умеет грамотно и логично выстроить материал, давать его в комфортном темпе, на занятиях создаёт уютную, почти домашнюю атмосферу, помогает развить интерес к предмету и подогревает его нетривиальными, творческими задачами. На его пары идёшь не потому, что надо, а потому, что любопытно, что же там ждёт на этот раз. А ещё - и это, пожалуй, самое главное - он никогда не перестаёт размышлять даже над тем, что считает верным, и благодаря этому оказывается к той самой Сути Вещей, пожалуй, ближе, чем кто бы то ни было другой.
Главная причина, по которой Георгию Алексеевичу благодарна лично я, это то, что он открыл для меня удивительную красоту и силу забавного и невзрачного на первый взгляд польского языка, а вслед за ним и других славянских языков. Не в последнюю очередь этому поспособствовали его собственная увлечённость и готовность всячески поддерживать возникший интерес: нередко - ценой немалых усилий и абсолютно всегда - ценой драгоценного личного времени. Кажется, это в каком-то смысле щедрость: человек готов без ограничений отдавать другим и знания, и время, и силы, лишь бы в глазах горел огонь, а поиски продолжались.
А ещё он просто хороший человек. Простой, великодушный, понимающий. Интересный собеседник с отличным чувством юмора. Надёжный, всегда готовый помочь и мягко, но уверенно направить в сторону пути истинного старший товарищ.
А ещё самый настоящий жонглёр и эквилибрист, но это уже совсем другая история.
Георгий Алексеевич заражает своей неутомимостью и вдохновляет на изучение нового как в теоретической лингвистике, так и в прикладной сфере.
Многие писали о готовности Георгия Алексеевича протянуть руку помощи отчаявшимся студентам. Таким студентом несколько раз была я. Георгий Алексеевич не раз помогал мне со статистической составляющей моей курсовой работы прошлого года (при том, что он не был обязан тратить свое личное время на мои вопросы, так как не являлся моим научным руководителем).
В общем и целом, я присоединяюсь к теплым словам своих коллег-студентов и преподавателей и считаю Георгия Алексеевича достойным кандидатом на премию "Золотая Вышка".
Всегда позитивный и отзывчивый, готов помочь в любое время дня и ночи. С Гариком всегда можно обсудить своё исследование и получить ценные комментарии, а также помощь в обработке данных.
Самое классное, что он открыт новым знаниям. Выучить R и статистику за год (до такого уровня, что при каких-то проблемах все идут к нему)? - не проблема! Начать учить и изучать жестовый язык и читать научнопопулярные доклады про него? -конечно, да!
Гарик своим примером поддерживает во мне веру в себя и в то, что у меня всё получится.
Георгий Алексеевич вёл у нас два прекрасных курса - Письменности мира и Фонетику (семинары). Меньше всего для описания этих предметов подходит сочетание слов "скучный формальный предмет". Каждый раз преподаватель подавал материал очень живо и с душой, постоянно раскрывая тему с самых интересных и актуальных сторон. Кроме того, часть курса была интерактивной: например, на письменностях мира мы учились писать пером, а на фонетике писали транскрипции стихотворных строчек и анализировали спектрограммы. Ещё важно, пожалуй, отметить, что Георгий Алексеевич, помимо искренней заинтересованности в теоретической части лингвистики, очень внимательно относится и к практической части. Он научил нас, в частности, тому, что для любой теоретической модели в большой степени важна та практическая цель, для которой мы её вводим и используем. Это очень важно понимать, чтобы уметь работать с данными лингвистики и не превращать концепции в догмы.
К сожалению, на втором курсе, кажется, совсем нет курсов, которые ведёт Георгий Алексеевич, и это правда обидно, потому что у этого преподавателя можно (и нужно) многому научиться. Но зато, кажется, на третьем курсе такие предметы появятся, чему я рад и чего я жду с нетерпением!
Спасибо большое!
Студентка 1 курса