Вишленкова Елена Анатольевна, ординарный профессор, профессор Школы исторических наук факультета гуманитарных наук, заместитель директора Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ)
НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»
Ординарный профессор. Ззаместитель директора Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ)
Школа исторических наук и ИГИТИ имени А. В. Полетаева представляет в номинацию «Лучший научный руководитель» ординарного профессора Елену Анатольевну Вишленкову.
За ней закрепилась репутация педагога, у которого все аспиранты защищают диссертации, а выпускные квалификационные работы получают высокие оценки. Имея богатый опыт преподавания в российских и германских университетах, а также руководства исследовательской работой начинающих ученых (среди ее учеников семь кандидатов и два доктора исторических наук), Елена Анатольевна умеет вдохновить молодых коллег, научить их разнообразным методам анализа и приобщить к профессиональным тайнам.
В 2015 году Школа исторических наук выпустила свой первый набор аспирантов. В 2016 году двое из академических аспирантов Е. А. Вишленковой, участвовавшие в исследовательских проектах ИГИТИ имени А. В. Полетаева и прошедшие через школу кадрового резерва, вышли на защиту. В условиях отсутствия диссертационного совета по истории в НИУ ВШЭ и высокой конкуренции в других советах, организовать процедуру публичной защиты в ином университете или городе – дело не простое. Тем не менее в октябре 2016 года прошла успешная защита диссертации О. В. Морозова «Университетские юбилеи в России и Германии начала XX века». В ноябре прошла предзащиту З. С. Гатина с текстом исследования «Врачебная экспертиза в системе управления Российской империи первой половины XIX века».
С момента открытия факультета истории в ВШЭ Е. А. Вишленкова руководит исследовательской работой бакалавров и магистров, готовя из них исследователей высокого уровня. Многие ее ученики в студенческие годы публикуют статьи в академических журналах, принимают участие в научно-учебных лабораториях, в проектах Центра университетских исследований ИГИТИ имени А. В. Полетаева, а затем поступают в аспирантуру. Год за годом Е. А. Вишленкова формирует из них научную школу, развивающую университетские исследования. Ситуация такова, что в обобщающих международных изданиях по истории университетов Россия до сих пор отсутствует. Подготовленные Еленой Анатольевной исследователи получают опыт архивной работы, долгосрочных международных стажировок, личные контакты с ведущими специалистами, участвуют в международных конференциях и исследовательских проектах, публикуют результаты своих изысканий в высокорейтинговых журналах на английском языке. Благодаря такому сотрудничеству Учителя и учеников Россия обретает достойное место в мировой историографии университетов.
Комментарии:
На мой взгляд еще только продолжающего обучение магистранта, столь достойным руководителем Елену Анатольевну делает ее способность не просто ввести ученика в исследовательское поле, но разглядеть в нем человека – то есть понять, что интересно ему самому и как это можно реализовать на практике. Студенту бакалавриата и магистратуры это, наверное, в тысячу раз важнее, нежели аспиранту, который уже более-менее глубоко знаком с разрабатываемой им темой. Студент – он, все-таки, птенец (пусть и «серебряный»), он еще только учится летать и опознавать окружающие просторы. С высоты своей профессиональной компетенции Елене Анатольевне удается обнаружить возможности развития его индивидуального багажа знаний и способностей, помочь ему не только сориентироваться в широком поле исторического знания, но и понять себя. На этапе же самого руководства научной работой она проявляет завидные терпение и самоотверженность, не уставая корректировать и объяснять (и даже по нескольку раз) различного масштаба недочеты, указывать на пути разрешения проблем, которые могут сильно смутить малоопытного исследователя.
Искренно поддерживаю кандидатуру Елены Анатольевны в этой номинации – думаю, она один из тех людей, благодаря которым истфак Вышки стал действительно Школой, в которой непростое ремесло изучения прошлого становится горячо любимым жизненным делом.
Елена Анатольевна, не жалея времени и сил, всегда готова выслушать, вникнуть в суть проблемы, ответить на вопросы и предложить эффективные варианты выхода из исследовательского тупика. И этот искренний интерес и очень полезные советы невероятно мотивирует на дальнейшие поиски и работу.
Именно безграничная отзывчивость и открытость к общению, способность находить и подсказывать продуктивные пути развития исследования, направлять, вдохновлять и поддерживать на всех этапах научной работы делают Елену Анатольевну прекрасным научным руководителем.
Я считаю, что Елена Анатольевна в полной мере заслуживает победы в этой номинации.
Очень благодарен Елене Анатольевне, моему Учителю, искренне любящему своё дело и заражающего этой любовью всех учеников. С первого дня нашего с ней знакомства я искренно восхищаюсь её педагогическими способностями, не побоюсь этого слова, её педагогическим даром. Уважение к ней как к историку и автору научных статей и книг пришло позднее, когда я наконец решился ознакомиться с её трудами. Этот выразительный и очень точный слог, а также непоколебимая системность, структурность и последовательность изложения своих концепций не оставила равнодушными никого из тех, с кем бы я ни обсуждал работы Елены Анатольевны. Но даже за пределами академических моно-, диа- и полилогов, Вишленкова Е.А. являет собой пример очень проницательного, чуткого и приятного собеседника. Так что я искренне горд тем, что знаком с ней лично. И, разумеется, непременно желаю Елене Анатольевне - моему личному жизненному ориентиру - победы в этой номинации!
До поступления в университет мне была абсолютно не интересна история университетов. Все изменилось, кажется, 28 августа, когда преподаватели представляли свои НИСы. С первого же дня Елена Анатольевна произвела на меня неизгладимое впечатление: ученый, который опаздывал по своим делам, остановился, чтобы выслушать первокурсника и ответить на его вопросы в коридоре. И Елена Анатольевна запомнила мое имя, узнав меня на первом занятии спустя целый месяц!
Спустя четыре года я полностью погружен в исследование российского высшего образования и души не чаю в чтении и изучении интервью преподавателей. Небольшой доклад на 1 курсе, сделанный за несколько недель, перерос в публикацию и вроде как занимательное исследование. Мой неподдельный интерес к исторической науке, мое стремление остаться в истории и стать ученым во многом объясняется научным руководством Елены Анатольевны. Она помогает в трудных ситуациях, поддержит и подбодрит. Елена Анатольевна, беря за руку своего ученика, открывает для него дивный мир исторической науки во всех проявлениях. Если я что-то делаю плохо, Елена Анатольевна так и скажет. Если у меня появились вопросы, идеи, и даже желание раскритиковать серьезные научные трудов по своей теме, Елена Анатольевна поддержит любое начинание, она дает в полной мере раскрыться своим ученикам. Одновременно с этим она умела направляет их по пути качества, по пути хорошего ученого, а не просто увлекающего любителя.
В конце каждого года после защиты я осознаю, как сильно я изменился за этот год в научном плане, сколь много я осознал, и сколь много еще узнаю впереди из ремесла историка. И все это время рядом находится Елена Анатольевна, которая постоянно подсказывает, как лучше обойти ту или иную преграду, а в большинстве случаев помогает с ней справиться вместе. Эти уважительные, искренние и добрые отношения, которые я запомню на всю свою жизнь - самое ценное в научном руководстве Е.А. Вишленковой. Она по-настоящему, как никто другой, заслуживает победы в этой номинации. А я надеюсь, что на пути к становлению ученым-историком моим научным руководителем и дальше будет оставаться Елена Анатольевна!
Елена Анатольевна - для меня не просто научный руководитель. Когда я пеехала в Москву и поступила в магистратуру НИУ ВШЭ, Елена Анатольевна поддерживала меня в разных ситуациях. Я всегда говорю друзьям, что у меня две мамы, одна из которых "научная".
Когда я впервые познакомилась с ней еще в Казани, она предложила интересную тему для исследования, которую я и развиваю вплоть до сегодняшнего дня. Я долго ходила в архив, прежде чем приступить к тексту своей первой курсовой работы. И, помню, когда уже приближалась дата ее сдачи, Елена Анатольевна сказала, что глаза у меня очень умненькие, но хорошо бы было увидеть все же текст. В ней сочетается строгость и милосердие, умение смотреть на ситуацию с разных позиций, преданность к науке и гибкость в принятии решений.
Для меня нет и никогда не будет лучшего друга и лучшего научного руководителя, чем Елена Анатольевна. Ее безграничный профессионализм, чуткость, понимание и поддержка заслуживают того, чтобы быть отмеченными.
В тот же момент я поняла, что именно этого человека мне хотелось бы видеть своим научным руководителем. И мне невероятно повезло: я не только училась у Елены Анатольевны, написала и защитила под ее научным руководством кандидатскую диссертацию, я продолжаю работать с ней и учиться у неё сегодня. Она не только мой научный руководитель, не только «заинтересованный читатель» моих текстов, она – мой Учитель.
Я помню, как Елена Анатольевна правила мои первые статьи, изящно вычеркивая целые страницы и объясняя принципы построения академического текста, как внимательно слушала меня, когда я взахлеб делилась своими архивными находками и открытиями, как поддерживала в сложных ситуациях. Меня бесконечно восхищает её профессиональная и человеческая искренность, потрясающая чуткость, умение вдохновлять и готовность помочь в любой момент.
Я точно знаю, что Елена Анатольевна – самый лучший научный руководитель, которого только можно себе пожелать.
Считаю, что она заслуживает премии "Лучший научный научный руководитель", потому что действительно таковым является.