Даниэль Михаил Александрович, профессор Школы лингвистики факультета гуманитарных наук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории языковой конвергенции (Москва)
НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»
Номинируется за разработку новой магистерской программы, неутомимое преподавание большого числа авторских курсов в бакалавриате, за интерес и энергию, зажигающуюся в окружающих
Михаил Александрович — как заяц из рекламы Duracell: он работает до десяти раз дольше. Бывает, тяжёлой ночью перед очередным дедлайном приляжешь на часок — и за этот час обычно от Михаила Александровича придёт не меньше пяти писем, и все по делу. Думаешь: человек всю ночь работал, наверное, днём отоспится. Приходишь в Вышку к первой паре, а он уже тут как тут, сидит за компьютером. То есть мы лукавим, конечно: все уже давно привыкли, что Михаил Александрович — круглосуточный.
И при этом он не смотрит хмуро по случаю своего недосыпа, а всегда и бодр, и зажигателен. А ещё иногда идёшь вечером по коридору после тяжёлого трудового дня, а из аудитории — голос М. А., он ведёт пару у магистров. И ты не замечаешь, как заходишь, садишься и уже не можешь уйти.
Михаил Александрович действительно умеет увлечь. Осязаемый и зримый его преподавательский успех состоит в том, что добрая половина, если не больше, лингвистов, которые у него учились, продолжили заниматься после выпуска лингвистикой именно благодаря ему. Михаил Александрович — слушает, отвечает, думает над любым словом студента. Его пара — никакой не строгий регламентированный монолог, а всегда диалог, причём почти что на равных — а разве не так, на самом деле, и должна делаться наука в современном мире? И после этой пары — ты загорелся и не можешь уже остыть. И очень здорово поддерживает это постоянное присутствие Михаила Александровича в твоей жизни, и этот драйв, и пятьдесят писем в день.
При том, что на паре М. А. всегда со всеми почти что на равных, вообще-то он является для многих таким своеобразным эталоном, точкой отсчёта — как настоящий преподаватель. Иногда подспудно думаешь — а как бы сейчас поступил М.А.? В самых разных жизненных ситуациях. И понимаешь, что как он — так и правильно.
Если говорить об успехах, конечно, прежде всего на ум приходит разработка концепции и создание в Вышке магистратуры по теоретической лингвистике на английском языке. Туда идут из самых разных мест мира, и в этом году будет первый выпуск. Михаил Александрович буквально тащит эту магистратуру на своих плечах, он участвует во всём. Пары в магистратуре начинаются после шести вечера, а в бакалавриате М.А. обычно ставит лекции на первые пары, пока у студентов ещё свежая голова. И студенты приходят стройным потоком — даже в субботу. Потому что лучше не поспать или не поесть, чем пропустить пару М.А.
Михаил Александрович получает звание лучшего преподавателя шестой год подряд, с самого основания Школы лингвистики. Он написал целую кучу статей, он выпустил недавно книгу, он руководит лабораторией, НУГом, программой магистратуры… Конечно, это всё важно, но гораздо важнее — пятьдесят писем в почте в день и этот голос, который затягивает тебя из коридора в аудиторию, куда бы ты ни шёл. Это ли не преподавательский успех?
Комментарии:
Михаил Александрович ведет основные лингвистические предметы и в магистратуре, и в бакалавриате. И делает это профессионально (о чем тут уже, впрочем, написали). Но Михаил Александрович не просто преподает - он еще и заботится о каждом студенте, поддерживает и советует. Как у него получается держать в голове и науку, и преподавание, и жизнь студентов - знает, наверное, только сам Михаил Александрович.
А экзамены! Экзамены у Михаила Александровича особые - сложные, выматывающие, но выходишь с них с радостным чувством, как будто на праздник сходил. Потому что обсуждать сложные задачи с МА - одно удовольствие, даже на экзамене (особенно, когда твоя мысль оказывается верной - раза с третьего).
И вообще обсуждать что-либо с МА - одно удовольствие. Голова начинает работать, Михаил Александрович все время предлагает новые идеи и тут же отвергает половину из них и сразу придумывает что-то еще, и так выходит что-то очень интересное. И после таких обсуждений хочется горы свернуть. И вообще - с Михаилом Александровичем хочется работать, и работается и днем и ночью, потому что он не только сам обладает этой энергией, но и каким-то образом передает ее другим.
Я не могу себе представить, как он все успевает. Но он все успевает и по пути и шутит, и смеется, и здоровается как-то по-особенному. Зайдешь в 514, увидишь там Михаила Александровича, поздороваешься - и сразу день становится лучше.
И так МА относится вообще ко всему, что делает — будь то руководство магистратурой, организация экспедиции или преподавание. Все его лекции — интересны, руководство — чутко, подход — персонален, а экспедиции — результативны и красочны. А магистратура получилась просто невероятная: интересно в ней даже тем, кто уже учился в Вышке в бакалавриате, ведь мало того, что программа получилась очень мощная, в ней ещё и ничего не повторяется из программы бакалавриата!
И конечно, здесь уже писали про письма — от него они приходят и утром, и днём, и вечером и глубокой ночью, но главное — всегда по делу. И самое удивительное, что отвечает он молниеносно, даже когда пишешь ему в 4 утра, я проверял! При этом его невозможно увидеть хмурым, он будто бы всегда в прекрасном настроении и всегда готов работать ещё больше.
Безусловно, такое по силам только лучшим из нас. А Михаил Александрович такой и есть.
На первом курсе нам предстоял сложный экзамен по теории языка и преподаватели создали гугл-документ, где студенты могли бы задавать свои вопросы при подготовке. Конечно, большинство вопросов стали появляться там непосредственно в ночь перед экзаменом, и МА стал на них отвечать (в час ночи! в два часа ночи! в три часа ночи!), хотя на следующий день ему предстояло принимать этот экзамен с девяти утра до позднего вечера. И дело не только в том, что МА работает, кажется, круглосуточно, а в том, на что он готов ради своих студентов. Михаил Александрович небезразличен и это чувствуется во всем: в лекциях и семинарах, на которых всегда интересно и весело, в экспедициях и даже на экзаменах. Если бы можно было еще раз сдать все экзамены Михаилу Александровичу, я бы сделала это с радостью.
Когда мне было очень нужно, Михаил Александрович согласился надеть плащ и взять пластиковый меч в руку - это ли не образец преподавательской самоотдачи? :)
Но страхам не суждено было оправдаться. Как выяснилось, здесь у меня не бывает скучных пар. Бывают разные по темпу, по напряженности дискуссий, по сложности материала. Скучных не припомню ни одной.
Это правда классная магистратура, и в этом неизмеримая заслуга Михаила Александровича. Он лично следит за всем, знает про каждый курс и каждого студента, зовет выдающихся лекторов, разбирается с несостыковками в расписании, с мелкими проблемами по разным курсам, с мелкими проблемами разных студентов, постоянно просит фидбека и немедленно на этот фидбек реагирует. И при этом ведет захватывающие курсы социолингвистики, типологии и лингвистической антропологии, которые не хочется пропускать, даже если очень надо. Обсуждения часто продолжаются уже после пар (а это уже после девяти вечера), но последний, кто "сдуется" от усталости и предложит перенести обсуждение на потом, -- это М. А. Про письма в любое время дня и ночи уже и так все написали.
Это не только успех педагога (а кто-то еще сомневался?..), но и безусловный успех организатора и пример вдохновенного отношения к делу.