Козлов Алексей Андреевич, старший преподаватель Школы лингвистики факультета гуманитарных наук (Москва)
Номинируется за вдохновение, воспитание младшего поколения полевых лингвистов, уют и неоценимый вклад в жизнь Школы лингвистики
Алексей Андреевич (или, как многие у нас к нему обращаются, Лёша) появился в Школе лингвистики в качестве преподавателя совсем недавно, а именно в начале этого учебного года (хотя многие его уже и так знают). Лёша появился — и тут же создал фурор! Второкурсники, которым посчастливилось изучать курс синтаксиса под чутким руководством Алексея Андреевича, уже разбирают его на цитаты! Теперь с определённой частотой кто-нибудь что-нибудь непременно пишет про “ЛК” (Лёшу Козлова) в Твиттер, при том если судить только по этим твитам, выходит человек каких-то мифологических масштабов! Он не только выгружает из себя синтаксические знания в объёме, с трудом поддающемся неподготовленным второкурсникам, но и читает наизусть раннего Мандельштама. Он не только требует от своих студентов обращения по имени-отчеству, но и сам к каждому студенту обращается непременно так. Только он в своих докладах может привести пример из оперы, и приводит. И именно он проникнут очень чутким соображением в отношении людей.
Всякое общение с Алексеем Андреевичем вызывает искренний восторг и глубокое уважение!
На докладах Алексея Андреевича возникает ощущение, что ты с ним вдвоем. Никого и ничего, кроме дружеского взгляда и убедительной бороды, вокруг нет. Он излагает свои научные сюжеты осознанно и вдумчиво. Так, как будто он знает, какие вопросы возникают в головах у слушателей и что нужно для них дополнительно обосновать. После каждой беседы с ним или разговора в коридоре хочется прилечь на диванчик и осознать своё обновлённое представление о Языке, а потом запереться где-нибудь и прочесть всю литературу по затронутой теме, чтобы в следующем диалоге не отставать от Алексея Андреевича. Вообще именно это одна из ценнейших для преподавателя характеристик, которой Алексей Андреевич обладает в высшей степени: он заставляет думать и мыслить. Студент, вступивший с ним в коммуникацию, обречён хотеть знать гораздо больше, чем он знает сейчас.
Кроме очень важных вышеизложенных человеческих качеств Алексей Андреевич обладает ещё многими качествами рабочими. Он соруководит экспедицией в горномарийский язык, в которой из совсем ещё маленьких первокурсников, выращивает настоящих учёных. Он активно участвует в чукотской экспедиции и в НУГе по исследованию чукотского языка — а это дело очень нелёгкое, учитывая что табличку с чукотской парадигмой приберегают от неосторожных взглядов студентов, чтобы — не дай Бог — кому хуже не стало! Он преподаёт, да еще и как, в каком количестве — если свериться с доступным на его странице списком, то выходит, что преподаёт он вообще у всех бакалаврских курсов, едва успев закончить магистратуру. Не стоит забывать, что помимо официального списка, он помогает и на других курсах (так, например, он принимал участие в героическом 12-ти часовом экзамене по морфологии, выслушивая и оценивая ответы студентов).
В общем, хотя Лёша только появился в Школе Лингвистики, он уже стал незаменимой её частью, и мы очень этому рады!
Комментарии:
В экспедиции НИУ ВШЭ и МГУ глава глагольного куста - Леша. Но что важнее - Леша готов побыть "главой куста" для любого студента, независимо от своих формальных обязательств. Леша готов прочитать кусок твоей курсовой, статью, экспедиционный отчет - хотя сам ездит во много экспедиций сразу. И вот что удивительно - сколько бы ты ни прочитал по своей теме, сколько бы ее ни обдумывал - у Леши всегда есть какая-нибудь неожиданная мысль по этому вопросу.
Впервые я с Лешей столкнулся еще когда я был в 11 классе, а он - учился в МГУ. Благодаря Леше, в частности, я и поступил на лингвистику в вышку. И после первого знакомства с Лешей у меня всегда было странное ощущение - вроде бы парень не намного старше меня, а впечатление - как будто говоришь с академиком, светилом науки.
В этом году Леша поехал с нами в чукотскую экспедицию, и ощущение дополнилось. Нет, не подумайте, Леша - все еще светило науки. Но с этим светилом нет никакой неловкости, все очень легко и уютно - и спорить о философии науки, и печь ночью лимонники. И я думаю, то же самое "двойственное" (но при этом цельное и приятное) чувствуют и студенты, которым Леша преподает.
Надо сказать, Алексей сильно повлиял на выбор мной вуза, без его доводов, основанных на знакомстве с вузами изнутри, я бы мог сейчас учиться в МГУ)
А теперь я с нетерпением жду, как со второго семестра он начнёт вести у нашего курса пары, пока же - предвкушаю их, читая восьмистраничные хэндауты мелким почерком с синтаксиса второкурсников.
И это не потому, что Лёша формальный лингвист. Он берёт от разных теорий то, что ему кажется правильным - тут определяющую роль играет здравый смысл, а не жёсткие теоретические рамки. Лёша не чурается никаких теорий только потому что они формальные и функциональные, он непредвзят - и этой непредвзятости он учит своих учеников. Очень зажигательно учит - видно, что на преподавание он тратит много времени - готовится к парам, продумывает разные мелочи - и поэтому на его парах интересно. Он доскональный и тщательный, он тратит любое количество сил на то, чтобы что-то объяснить кому-то, кто что-то недопонял, на то, чтобы поговорить со студентом, который пишет у него курсовую. Он выполняет каждое дело не тяп-ляп, а как будто это главное дело его жизни, как будто он строит церковь или делает скрипку Страдивари. И за это, в том числе, его любят студенты - за постоянное качество. Действительно, как айфон - занял высоту и теперь на высоте, без падений, без досадных огрехов. Без халтуры.
Лёша - это будущее. Это человек, вокруг которого может быть организована целая школа (наверное, ещё не сейчас, когда он только закончил магистратуру, но потом). Некоторые студенты без тени иронии называли Лёшу "патриарх лингвистики"; к нему за советом идут часто с большей надеждой, чем к заслуженным профессорам. И совет этот всегда получают.
Я помню, как я сам был второкурсником, а Лёша только поступил в МГУ и я слушал какой-то его доклад, а потом решил по-отечески дать ему пару советов. После этого случая это уже Лёша даёт мне советы по-отечески. С самого первого курса он был такой, какой он сейчас.
Это всё отвлечённые безликие слова. Можно ещё сказать, "Школе лингвистики так повезло, что...". Но я бы хотел в конце написать о более личном. Этим летом Лёша в первый раз поехал с нами в чукотскую экспедицию - после двадцати с лишним экспедиций в уральские языки. Я ни разу не пожалел, что Лёша поехал с нами - я очень рад этому факту. Тому есть много причин, назову лишь одну - Лёша всегда готов помочь. В самых сложных, самых нужных, самых выматывающих делах - да вообще во всех делах. Не из-под палки, а сам. Кажется, как будто он о тебе заботится. Я особо ощутил это уже после экспедиции - у нас сейчас очень выматывающий семестр, постоянные отчёты, разные побочные дела... Каждый второй день я ищу добровольцев среди экспедиционеров для самых разных задач. И Лёша откликается всегда - да, этот вечно занятый, пишущий одновременно пять статей на разных языках в разные скопусовские журналы, делающий по докладу в неделю в новой европейской столице, ведущий качественнейшие пары Лёша.
Писать какие-то строки на самом деле бесполезно. Если вы пересечётесь с Лёшей, поймёте всё сами. Не пересечётесь - всё равно не поймёте.
В следующий раз мы увиделись снова в экспедиции, но уже другой -- бесермянской. Там я поняла: Лёша, хотя такой молодой, своими безграничными талантами занял место в первых рядах современной лингвистики.
Когда встречаешь нового человека, невозможно сказать наперёд, насколько важным он для тебя станет. Но Лёша стал -- одним из самых важных людей на моём пути лингвиста. И это только я! Невозможно осознать, на судьбы скольких людей он уже успел повлиять.
Теперь Алексей Андреевич -- преподаватель, человек, без которого не мыслима полевая лингвистика, навсегда мой старший товарищ.
Пишу эти строки, а сама сижу в поезде, еду в очередную экспедицию. Лёши с нами нет, но я спокойна. Сейчас я знаю -- мы увидимся в Школе.