Кузнецов Сергей Олегович, профессор, руководитель Департамента анализа данных и искусственного интеллекта факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ (Москва)
НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»
Номинируется за рганизацию научной работы с аспирантами и подготовку профессиональных кадров международного уровня для IT-компаний и исследований в НИУ ВШЭ
Сергей Олегович Кузнецов является известным учёным, специалистом в области интеллектуального анализа данных и искусственного интеллекта. Он успешно руководит департаментом анализа данных и искусственного интеллекта и Международной лабораторией интеллектуальных систем и структурного анализа.
Несмотря на очень плотный график, Сергей Олегович находит время на плодотворное руководство научными работами студентов и аспирантов. Например, в октябре 2016 года под руководством Сергея Олеговича защитился Бузмаков А.В.
Вот что пишет Алексей о работе под руководством Сергея Олеговича:
«С Сергеем Олеговичем мы работали над развитием узорных структур в области анализа формальных понятий. В начале нашей работы Сергей Олегович познакомил меня с французскими коллегами, которые также занимаются анализом формальных понятий. Это знакомство переросло в сотрудничество с большим количеством совместных публикаций и возможностью моей стажировки во Франции. Это был поистине бесценный опыт, который стал возможен во многом благодаря Сергею Олеговичу. Это яркий пример того, как Сергей Олегович ищет и предлагает очень ценные возможности своим аспирантам. Такими возможностями могут быть гранты, конкурсы, позиции, стажировки и многое другое. Отдельно стоит отметить процесс совместной работы. Другим примером может служить то, что несмотря на желание Сергея Олеговича, чтобы я остался в лаборатории после защиты, он сделал всё, чтобы я устроился в НИУ ВШЭ – Пермь, в моем родном городе, как я того хотел. У Сергея Олеговича всегда много идей, которые он предлагает своим аспирантам. И при этом Сергей Олегович всегда открыт к тем идеям, которые может предложить сам аспирант, и всегда готов довести эти идеи до хороших результатов. Я считаю, что это очень важная черта работы с Сергеем Олеговичем, так как это позволяет развить творческий научный потенциал аспиранта. При редактировании научных статей написание первой версии доставалось мне, однако в дальнейшем статья сильно преображалась после многих итераций вычитывания Сергеем Олеговичем и другими соавторами. Мне кажется, что это верный подход, который позволяет аспиранту научиться писать статьи и видеть те ошибки, которые он совершает на начальных этапах написания статей. Ещё одной отличительной чертой Сергея Олеговича является то, что он показывает аспиранту, как вести себя на конференциях. На конференции приезжают крупные учёные, и начинающему исследователю необходимо знать, как можно завести контакты с такими учёными или как начать новое сотрудничество. Я считаю, что мне очень повезло с научным руководителем, а Сергей Олегович является одним из достойнейших кандидатов на звание «Лучший научный руководителю кандидатской диссертации». Под руководством Сергея Олеговича Кузнецова Бузмаков А.В. опубликовал 13 научных работ, включая 2 работы в Q1 по базе данных «Web of Science», и 1 работу в трудах конференции уровня A по рейтингу CORE'2014.
Дмитрий Игнатов, доцент Департамента анализа данных и искусственного интеллекта, а также один из первых аспирантов Сергея Олеговича вспоминает:
«Сергей Олегович во многом помог мне сделать первые шаги в компьютерных науках: познакомил с такой интересной областью как машинное обучение, которым я сейчас активно занимаюсь, привил культуру чтения статей по специальности, а также помог воспитать чувство языка при написании статей на английском. В 2006 году Сергей Олегович убедил меня прервать обучение в Германии и поработать над созданием отделения прикладной математики и информатики в Вышке. И, хотя и пришлось отложить диссертацию почти на два года, это окупилось сторицей, потому что в итоге открытое 10 лет назад отделение органично вписалось в новый динамично развивающийся факультет компьютерных наук — приятно сознавать, что в этом есть весомый вклад научного руководителя. Хотелось бы принести слова благодарности и за оказанное доверие в проведении многочисленных международных конференций, объяснению тонкостей работы с программными комитетами и десятками и сотнями ученых, организации честного рецензирования, взаимодействия с редакциями международных издательств – эти уроки оказались плодотворными. В ходе моей аспирантуры Сергей Олегович всегда помогал советами, выслушивал предлагаемые идеи, конструктивно критиковал и поддерживал. В рамках совместного творчества нам удалось решить немало прикладных задач средствами решеток понятий и машинного обучения – поиск документов-дубликатов, анализ аудиторий веб-сайтов, рекомендации контекстной рекламы, поиск сообществ в социальных сетях и много других. Это сотрудничество по-прежнему остается интересным и плодотворным, а особенно приятно видеть молодых перспективных аспирантов — Юрия Кашницкого с работой по классификации на основе узорных структур и признаковых зависимостей для сложноструктурированных данных, Алексея Масютина с приложениями и методами машинного обучения в финансовой аналитике, Наталью Корепанову с задачами в области медицинской информатики, направленными на спасение жизней, и многих других, в том числе защитившихся и начавших самостоятельную научную жизнь молодых ученых».
Дмитрий Ильвовский, доцент Департамента анализа данных и искусственного интеллекта, в июне 2017 года защитивший диссертацию под руководством Сергея Олеговича, делится своими впечатлениями от работы с ним:
«Пожалуй, одним из главных, лично для меня, свойств Сергея Олеговича как научного руководителя является его умение находить интересных и нужных людей, вовлекать их в свою научную орбиту и «состыковывать» со своими аспирантами и учениками. Так рождались многие и многие проекты, исследования, диссертации. В свое время глубокое впечатление на меня произвел стиль научной работы Сергея Олеговича, его научные ориентиры и сформулированные им самим критерии успешности. Он, с одной стороны, максимально ориентирован на международное сообщество на уровне топ-конференций и топ-журналов, а с другой — заинтересован в поиске и применении оригинальных научных концепций и подходов, далеко не всегда находящихся в «мейнстриме». Этот стиль явно и неявно передается ученикам Сергея Олеговича. Конечно, не могу не отметить и прочие приятные «мелочи» (это, разумеется, ирония), например, умение несколькими штрихами улучшить почти любую статью аспиранта, крайне демократичный и дружелюбный стиль общения не только с аспирантами, но и со студентами и т.д. Безусловно, Сергей Олегович не идеален, но его недостатки являются обратной стороной его достоинств, и, как я понял за время, проведенное в академической среде, идеальных руководителей просто не бывает».
Комментарии:
Большое видится на расстоянии. Смотрите, тут, за бугром, как устроена система подготовки научных кадров (если грубо упрощать)? Аспирант приходит на профессорский грант и пишет диссер, пока не вырастет в самостоятельного независимого исследователя. Профессор же заказывает "черную работу" (расчеты, проверку гипотез, написание обзоров и т.п.) по своему гранту, а студент/аспирант ее исполняет.
Научная же школа С.О. Кузнецова устроена несколько иным образом. Тут студенты не зависят от грантов профессора, они сами после непродолжительного общения с Сергеем Олеговичем приносят революционные идеи и те самые пресловутые гранты, которые в результате совместной работы с Сергеем Олеговичем превращаются в научные отчеты, диссертации, публикации, выступления на международных конференциях. Сергей Олегович и его ученики - настоящая исследовательская команда, скованная одной цепью - интересом к науке.
У Сергея Олеговича царит полнейшая свобода научного творчества. Он всего лишь задает границы, коридор возможностей для студенческих задумок. Он помогает через решение, казалось бы высокотеоретизированных, задач, находить практическое применение им в биоинформатике, социологии, лингвистике, медицине, информационном поиске и т.п. В результате педагогического труда Сергея Олеговича еще ни один ученик не утонул в бесконечном океане информации.
О заслуженности данной номинации для Сергея Олеговича можно написать целую диссертацию, однако его ученики - это лучшее доказательство того, что С.О. Кузнецов - выдающийся педагог. Просто загуглите имена (рус/англ.) его учеников: Дима Игнатов, Наталья Корепанова, Артем Ревенко, Миша Бабин и мн. др.. И вы поймете, что Сергей Олегович - кузнец талантов!