Ландер Юрий Александрович, доцент Школы лингвистики факультета гуманитарных наук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории языковой конвергенции (Москва)
НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»
Номинируется за доброту, искренность, умение разобраться с любой сложной ситуацией и за то, что более подходящего руководителя программы бакалавриата просто не может быть
Юрий Александрович ведёт в Школе лингвистики много разных предметов. Это очень хорошо, потому что студенты любят его лекции и семинары: последние два года, например, он становился лучшим преподавателем. На некоторые его пары ходят не только те студенты, которые должны там присутствовать по расписанию, но и люди с других курсов, а то и преподаватели. Юрий Александрович руководит многими интересными курсовыми, дипломами, большой экспедицией, в которую мечтает попасть каждый. Этого уже хватило бы на то, чтобы быть успешным педагогом. Но это не главное.
Самое главное из того, чем Юрий Александрович руководит, — это программа бакалавриата. Кажется, что руководитель программы — это просто бумажная работа: писать стандарты, думать про конкурсы, РУПы, БУПы и всё такое. С бумагами Ю. А. справляется (и это уже очень много), но главное — люди. Ю. А. знает всех студентов и старается следить за их проблемами, конфликтами, спорами; за их успехами, за их падениями — за всем. Впрочем, успехи есть, падения и проблемы тоже (они неизбежны), а конфликты и споры для Школы лингвистики вещь диковинная: у нас есть Ландер, который впитывает их, как кусок активированного угля. Он не настырен, не читает нотаций — он же не контролёр в троллейбусе. Он вообще с первого взгляда не очень заметен — а ведь незаметность руководителя есть первый признак того, что всё организовано правильно. Он добрый и искренний. Он всё и всех понимает, он идёт на компромиссы, ищет решения, которые понравятся всем — и что самое замечательное, находит. При этом он держит бакалавриат в идеальном порядке — не строгостью, а как-то… как будто по волшебству. И понимаешь, что так оно и должно быть.
Как-то я заговорил про Ю. А. с одним из его собственных институтских преподавателей, и тот сказал такую фразу: «Это было лет двадцать назад, Ландер был тогда такой мягкий и пушистый». Двадцать лет назад я не знал Ю. А., но с уверенностью могу сказать, что он такой и сейчас.
Педагог — это не только мелом по доске и красной ручкой в тетрадке. Это когда смотришь на него и тут же понимаешь, как правильно. Это и источник помощи в трудную минуту. Ю. А. умеет это всё, и кажется, что это не просто профессия, которой он овладел, а это его суть.
Ю. А. недогматичен. Даже принципиально адогматичен. Это его излюбленный приём: главное для него — не втиснуть в бедную студенческую голову сотню-другую лингвистических теорий и гипотез, а научить студентов думать самих. Как блистательно он опровергает только что возведённые интеллектуальные построения, которые казались удобными и комфортными! Очень часто нежёсткость, континуальность и теорию прототипа используют для лингвистического мухлежа; у Ю. А. это всегда изящнейший и точнейший инструмент, позволяющий снять факты, на поверхности противоречащие друг другу.
В общем, Ю. А. педагог в прямом смысле — παιδα-γωγός, “детоводитель”. Важнее всего для него привести студента на вершину интеллектуальной самостоятельности, а там предоставить вдыхать горный воздух свободы.
Комментарии:
При всей своей загруженности ЮА никогда не откажет в помощи, он чрезвычайно заботливо и уважительно относится к своим студентам и не только студентам. Нельзя сказать, что ЮА -- преподаватель. ЮА больше, чем просто преподаватель, прежде всего он друг для всех.
Очень хорошо помню занятия - ЮА объясняет какое-то теоретическое построение, потом говорит "но это всё неправда" и объясняет этот же материал с другой точки зрения. Прекрасные адыгейские примеры и истории из поля. Его хочется слушать, над примерами из лекций хочется думать и задавать вопросы.
А что касается руководства академической программой - ЮА просто невероятно хорошо всё делает так, чтобы студенты бакалавриата получали максимум. И всегда всё решается и всегда с ним можно обсудить вопросы или проблемы.
При этом Юрий Александрович еще и серьезный ученый (и отец:)), да право, может ли быть, чтобы все это сочеталось в одном человеке?
Оказывается, может.
Как по волшебству, незаметно, сами собой решались практически все проблемы, стоило только Юрию Александровичу обратить на них своё внимание. Я всегда поражался, как у него это получается, но, думаю, в этом и состоит секрет его успеха как педагога и как академического руководителя. Думаю, не будет преувеличением сказать, что все студенты и студентки бакалавриата Школы лингвистики знают: если есть сложная проблема — «иди к Ландеру, он поможет». И помогает, денно и нощно, каким бы сложным поначалу ни казался запрос.
Пары Юрия Александровича — это всегда отдельное событие, в ходе которого можно одновременно образовываться, и отдыхать душой, и получать эстетический опыт, и многое другое. Никогда не забуду семинар по синтаксису ближе к вечеру, когда, посмотрев на наши уставшие за день, измученные изгрызанием гранита науки студенческие лица, Юрий Александрович предложил послушать доклады в полумраке. Стоит ли говорить, что никому не хотелось уходить, когда закончилось отведённое на пару время: когда же ещё побываешь в кинотеатре, где вместо фильма — доклады по синтаксическим статьям?
Я считаю, что Юрий Александрович — отличная кандидатура для данной номинации, и желаю ему успеха!
Я знаю много потрясающих людей, умеющих кучу всего -- но этот скилл всё же за гранью моего понимания, и никто похожий на Ю.А. в этом мне в голову не приходит.
А ещё он, наверное, единственный человек, перед которым я чувствую вину за то, что ушла из теоретической лингвистики. На 1-2 курсе я мечтала стать великим теоретическим лингвистом, и в связи с этим ходила на каждую лингвистическую пару (иногда даже если пары не было в учебном плане), сидела там с маньячным выражением лица и улыбкой от уха до уха и задавала все вопросы, которые приходили мне в голову. Курсы, которые вёл Юрий Александрович, были среди моих любимых. (И я уверена, что так не только у меня!)
Он рассказывал понятно и живо, не давал заскучать и увлеченно отвечал на каждый вопрос юных лингвистят.
Потом мои интересы изменились, сейчас я занимаюсь совсем другим. Но до сих пор вспоминаю, как здорово было на парах Юрия Александровича, какой он классный преподаватель и как меня захватывало то, чему он нас учил.
А ещё я помню, как у нас на стажировке была пара студенток из другого кампуса -- и Юрий Александрович, лично для них, читал курс по теоретической лингвистике.
У Юрия Александровича было радостно и увлекательно учиться. С ним очень приятно и интересно разговаривать -- не только о лингвистике, а вообще обо всём. Он невероятный преподаватель, руководитель и человек. Иногда мне кажется, что Юрий Александрович -- это сверхчеловек, потому что люди так не умеют.