Макаров Илья Андреевич, старший преподаватель Департамента анализа данных и искусственного интеллекта факультета компьютерных наук (Москва)
НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»
Номинируется за педагогические и научные успехи в работе со студентами НИУ ВШЭ
Илья Андреевич Макаров, старший преподаватель департамента анализа данных и искусственного интеллекта, работает в НИУ ВШЭ с 2011 года. Окончил механико-математический факультет МГУ с красным дипломом. С 2012–2017 возложены обязанности заместителя руководителя кафедры, а с 2014–2017 заместителя руководителя крупного департамента. Выпускник группы высокого профессионального потенциала НИУ ВШЭ «Новые преподаватели» 2013-2014, ведущий специалист инновационного образовательного проекта "Центр по работе с библиографией".
Преподавательская деятельность
За время работы И.А. Макаров отвечал за полный цикл сопровождения обучения – от абитуриента до выпускника НИУ ВШЭ:
1. В 2012-2014 – представлял приемную комиссию отделения прикладной математики и информатики.
2. Руководитель курсов «Математика» (2014-2016) по подготовке к ЕГЭ и «Школа информатики» (2016) по подготовке к олимпиадам по программированию и информатике Интернет-школы НИУ ВШЭ. Благодарность декана факультета довузовской подготовки С.В. Квашонкиной
3. За время работы в НИУ ВШЭ Илья Андреевич читал курсы по математике и программированию на факультетах Бизнес-информатики, Мировой экономики и мировой политики, Экономики, Психологии, и основном месте работы, факультете Компьютерных наук. Преподает на 1-4 курсах бакалаврской программы «Прикладной математики и информатики», 1-2 курсах магистерской программы «Науки о данных».
Номинант на «Лучший преподаватель - 2014», «Лучший преподаватель - 2017».
Особое место в преподавании занимают научно-исследовательские семинары специализаций «Интеллектуальные системы» в бакалавриате и магистратуре, в рамках которых И.А. Макаров организовал миникурсы по прикладным задачам анализа и майнинга данных.
4. Руководитель аттестационной комиссии по направлению «Прикладная математика и информатика» подготовительного отделения в магистратуру (2011-2014), преподаватель базового курса «Дискретная математика» и разработчик Учебно-методического комплекса дисциплины "Дискретная математика", благодаря которому 3 поколения выпускников отделения успешно подготовились и поступили в магистратуру НИУ ВШЭ, ВМиК МГУ и ФизТеха.
5. Участие в подготовке и проведении олимпиады для студентов и выпускников и вступительных экзаменов по направлению «прикладная математики и информатика». Илья Андреевич прошел путь от члена жюри (2011), до председателя методической, экзаменационной и апелляционной комиссий по направлению ПМИ (с 2015г.).
Можно без преувеличения сказать, что нет такого абитуриента магистратуры, который бы не прошел через проверку И.А. Макаровым перед поступлением в магистратуру ФКН по направлению ПМИ.
Илья Андреевич неоднократно получал благодарность за ответственное отношение к работе от проректора Г.Г. Канторовича, нач. приемной комиссии Н.В. Поповой и зам.нач. Г.А. Рудковской.
6. С 2014 года отвечает за программу адаптационных курсов по Высшей математике на англоязычной магистерской программе «Когнитивные науки: от нейрона к познанию». Более 20 иностранных студентов успешно ликвидировали пробелы в фундаментальном математическом образовании.
7. Преподавание семинаров на базовом курсе «Network Science» магистерской программы «Науки о данных». Победа в конкурсе оригинальных методик (2016) фонда образовательных инновацией НИУ ВШЭ. Преподавание курса «Social Network Analysis» из цикла МАГоЛЕГО для студентов 1 курсов всех магистерских программ НИУ ВШЭ. Более 35 иностранных слушателей за 3 года чтения курса, аудитория курса составляет более 60 человек ежегодно.
Методическая работа
И.А. Макаров является многократным победителем методических конкурсов ФОИ на разработку оригинальных программ учебных дисциплин, читаемых на английском языке, которые Илья Андреевич ведет как семинарист: Introduction to Data Science, Social Network Analysis, Network Science,Probability Theory and Mathematical Statistics, Introduction to Advanced Mathematics, Computation in MATLAB, Stochastic Modelling,Linear Algebra, Calculus и как лектор по авторским курсам: Combinatorics, Graphs and Computational Logic; Artificial Intelligence in Video Games.
Положительные отзывы студентов лишний раз подтверждают высокие профессиональные компетенции И.А. Макарова, читающего и разрабатывающего курсы на английском языке, адаптируя их под специфику преподавания для российских и иностранных студентов.
«Не для школы, а для жизни мы учим!»
Уникальный пример применения на практике знаний, полученных на казалось бы сложном теоретическом курсе Комбинаторики И.А. Макарова, рассказала студентка ФКН.
Благодаря знаниям, полученным в рамках раздела курса по анализу социальных сетей, она смогла помочь сотрудникам полиции найти своего сбежавшего младшего брата. Выгрузив граф друзей брата в социальной сети ВКонтакте, она выделила (кластеризовала) социальные сообщества его друзей, идентифицировала наиболее влиятельных (относительно метрик центральности) и передала списки из 3 кандидатов сотрудникам МВД, что мгновенно помогло выйти на «укрывателей», в то время когда обычные расспросы в школе и звонки по ученикам ни к чему не привели.
Несмотря на то, что преподаватели департамента уже 8 лет читают курсы по анализу социальных сетей и сетевых структур, эта история потрясла и вдохновила наших коллег, лишний раз подчеркнув важность выбранной нами профессии педагога и ее практической значимости.
Научно-исследовательская работа со студентами
Однако педагогические успехи Илья Андреевича не ограничиваются только преподаванием. Представляя его в номинации «Успех педагога», мы, прежде всего, хотели обратить внимание преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ на научно-исследовательский потенциал, скрытый в правильной организации работы студентов, на примере научного руководства Ильи Андреевича:
В 2015-2016гг. им совместно с 14 студентами факультета компьютерных наук опубликовано 7 англоязычных статей в сборниках трудов научных конференций, 4 из которых индексируются в Scopus. Четыре студента получили поддержку от научной комиссии факультета и успешно представили свои работы на международных конференциях. На рецензии лежат еще 4 статьи в зарубежные журналы и международные конференции, написанные в соавторстве со студентами, которыми руководит И.А. Макаров (их количество за 6 лет работы превысило 100 человек, последние годы, составляя 25-30 студентов в год по курсовым и еще столько же по летним практикам). Работы студентов также представлены на конкурс НИРС по компьютерным наукам, математике и философии.
Тематики статей подчеркивают разнообразие научных интересов И.А. Макарова: это и многомерная геометрия чисел (грант президента РФ МК-5016.2012.1), и многозначные и экзистенциальные логики (член Association of Symbolic Logic 2015), и анализ графа публикаций сотрудников НИУ ВШЭ (участник форума Агентства стратегических инициатив, секция «управление высшем образованием»), и, в первую очередь, разработка искусственного интеллекта в видеоиграх.
Начав работу с 2 студентами выпускного курса бакалавриата по изучению современного движка компьютерной графики Unreal Engine 4, Ильей Андреевичем был создан командный проект, который за 3 года вырос до уровня полноценной научно-исследовательской группы. Ежегодно около 15 человек занимается разработкой искусственного интеллекта для компьютерных игр от первого лица в виртуальной реальности.
Беспрецедентным достижением стала публикациями студентами 2 курса бакалавриата статьи в сборнике трудов международной конференции по компьютерным наукам уровня Core A*.
В октябре 2016 года студенты и выпускники И.А. Макарова представили свой проект на престижной международной IT-выставке Multimedia Technology Expo, который был отмечен жюри конкурса, как имеющий высокий научный и коммерческий потенциал.
Сопровождение проектной деятельности со студентами
Для улучшения качества обучения Илья Андреевич создал специальный курс «Artificial Intelligence in Video Games». Студенты учатся применять глубокое обучение с подкреплением для обучения компьютера игре на основе видео-информации, повторяя успехи DeepMind – самого амбициозного стартапа, купленного компанией Google на основании всего лишь 1 научной публикации, перевернувшей представление о границах применимости машинного обучения.
Перед студентами поставлены задачи по улучшению результатов обучения в шутере от первого лица – впервые с 1993 года успехи в этом направлении были получены лишь в сентябре 2016 года в проекте VizDoom. Таким образом, под руководством И.А. Макарова студенты не только работают над инновационной тематикой, но и соревнуются с ведущими мировыми учеными и IT-компаниями. Вторым направлением исследований группы является создание на департаменте центра по изучению методов уменьшения влияния simulator sickness при использовании шлемов виртуальной и дополненной реальности. Преодоление этого порога названо одной из основных задач XXI века, которое позволит вывести технологии виртуальной реальности на новый уровень. Студент И.А. Макарова получил диплом на AVRA Hackathon (2016) за проект по виртульной реальности. Ведется работа по проекту «Моделирование поведения человекоподобного противника в трехмерном шутере от первого лица», материалы которого регулярно выкладываются на сайте.
В рамках развития межфакультетских связей, Илья Андреевич принимает активное участие в формировании базового курса специализации «Гейм-дизайн», посвященного дизайну видеоигры уровня AAA на движке Unreal Engine 4, который будет проводиться с привлечением студентов ФКН к проектной работе со студентами программы «Дизайн», и в свою очередь участию «дизайнеров» в совместных проектах по разработке видеоигр. Благодаря стараниям И.А. Макарова, оформляется академическое партнерство с компанией Epic Games, разработчиком движка.
Профессиональные достижения студентов и выпускников
Успех педагога – это, прежде всего успех его учеников. Студенты И.А. Макарова учатся на международных программах в США, Германии, Австралии, работают в Yandex, Google, Deepmind, Mail.ru, Rambler, Deloitte, SAS, JetBrains и в собственных стартапах. Несмотря на то, что многие из выпускников уезжают за границу, они продолжают поддерживать научные связи и помогать департаменту с организацией программ производственных практик для новых поколений студентов.
В 2015 году студентка И.А. Макарова стала лауреатом «Золотой Вышки – 2015» в номинации «Серебряный птенец» за научные достижения в области логики; в 2016 году 4 из 6 студентов, получивших ПГАС по науке на направлении ПМИ, были студентами И.А. Макарова, в последствии, выиграв конкурс на стипендию И. Сегаловича.
В 2017 году под руководством И.А. Макарова магистрант В. Алиев защитил диплом, по материалам которого было опубликовано 2 статье на конференциях уровня CoreA* по обработке изображений и дополненной реальности, что само по себе является беспрецедентным успехом для студента в такой короткий срок работы над новой темой.
Всегда отзывчивый к любым вопросам и проблемам студентов, И.А. Макаров является одним из самых популярных преподавателей департамента, качественно осуществляя руководство большим количеством студентов, преподавая на 10-12 курсах в течение года и совмещая преподавательскую, административную и научную деятельности.
По итогам 2017 года выходит 12 статей, индексируемых в Scopus, написанных по материалам руководимых им курсовых и дипломных проектов, а также заданий по курсу NetworkScience, что эквивалентно работе МНУЛ за год.
Илья Андреевич Макаров является ярким преподавателем, талантливым педагогом и научным руководителем, опытным организатором научно-исследовательской и проектной работы студентов, и, безусловно, достоин номинирования на премию «Золотая Вышка - 2017» в номинации «Успех педагога».
Краткая характеристика: Макаров Илья Андреевич готов взять любую, поставленную перед ним задачу, и выполнить в кратчайшие сроки; проявляет личную инициативу при решении производственных задач, в коллективе пользуется заслуженным авторитетом. На департаменте характеризуется как человек ответственный и целеустремленный, трудолюбивый, владеющий наиболее полной информацией о технических особенностях процессов в НИУ ВШЭ, что делает его помощь полезной, а действия по решению любых вопросов – профессиональными и оперативными.
Комментарии:
Так же нельзя забывать, что Макаров И. А. очень часто принимает участия в различных организационных моментах, и помогает жизни факультета.
Хотелось бы что бы его вклад в развитие НИУ ВШЭ был вознагражден.
За тот модуль, в течение которого я был ассистентом, я понял, что Илья Андреевич - это "настоящий" учитель. Ведь он никогда не отказывал студентам в помощи (а это при том, что на курсе было довольно много студентов без базовых знаний программирования, которым иной раз требовалось несколько раз объяснить какие-то моменты для лучшего понимания); был готов остаться со слушателями курса после пары, если была необходимость; но что еще более важно - всегда оперативно и развернуто отвечал на электронные письма (что в наши дни, поверьте, довольно большая роскошь).
После окончания курса Илья Андреевич спросил меня, хочу я ли я теперь, после всего увиденного (поздние консультации со студентами, ночные переписки, проверка бесчисленных домашних работ), быть преподавателем - и я сказал, что хочу. И это еще один важный момент: Макаров, помимо того, что сам является энтузиастом своего дело и отдает всего себя работе, способен "заразить" этим и окружающих людей. Ведь глядя на то, как человек искренне получает удовольствие от того, что кого-то чему-то смог научить, самому хочется стать преподавателем.
Я очень горжусь своим знакомством с таким педагогом, как Илья Андреевич, и желаю ему всяческих успехов.
Макаров - это преподаватель, у которого можно научиться учить.
Он несомненно достоин получения премии.
Считаю, что он полностью заслуживает премию, такие преподаватели это большая редкость и их стремление и вклад нужно поощрять и поддерживать всеми возможными способами.
Кроме этого я писала у Ильи Андреевича курсовую работу. Он всегда находил время и часами помогал мне разобраться в сложной задаче. Также я заметила, что подобные консультации и помощь он оказывал всем своим студентам, которых у него было достаточно много.
Илья Андреевич занимается не только активной научной деятельностью, но и многими другими проектами в ВШЭ. Поразительно, как один человек может столько всего успевать! Мне всегда казалось, что у него в сутках больше 24 часов.
Считаю, что такие преподаватели, как Илья Андреевич - это большая уникальная находка ВШЭ. Очень хочу, чтобы его работа были вознаграждена премией Золотая Вышка!
Кроме того, он давал очень ценный фидбэк по подаче материала в курсах которые я веду на фкн.
Илья дает большую свободу в действиях. Мне такой стиль работы привычен, поэтому проблем не вызвало.
В курсовой провели исследование данных из турнирных матчей по CS:GO :)