Резвых Петр Владиславович, доцент, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ) (Москва)
НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»
Номинируется за незаурядный талант преподавателя, сочетание информационной емкости и методической строгости лекций с динамичной, эмоциональной подачей материала и широчайшей исторической эрудицией, за значительный вклад в профессиональное и интеллектуальное становление студентов
Петр Владиславович Резвых работает преподавателем НИУ ВШЭ с 2009 года. Начиная с 2011 года голосованием студенты ежегодно избирали его лучшим преподавателем, ведущим лекции. Лекционные курсы Петра Владиславовича по истории европейской философии XVIII – XX веков, прежде всего по истории немецкой классической философии, прочитанные им в НИУ ВШЭ, собирают большую студенческую аудиторию, а благодаря распространению аудио- и видеозаписей приобрели широкую известность также и далеко за пределами НИУ ВШЭ. Большим успехом у студентов неизменно пользуется и читаемые им в рамках магистерской программы Школы исторических наук авторский курс «Философия как форма знания». Он также является автором курса «Романтизм: от рассвета до заката», предлагаемого студентам различных факультетов в рамках минора German Studies.
В 2016 г. П.В.Резвых является одним из авторов и лекторов онлайн-курса по философии, успешно запущенного в 2017 г. на базе Национальной образовательной платформы. Петр Владиславович неоднократно читал публичные лекции и курсы лекций в различных российских вузах (РГГУ, МГУ, МИФИ, РУДН, СПбГУ, ЕУ СПб), а также на различных просветительских площадках (Московский философский колледж, книжный клуб «Фаланстер», Библиотека истории русской философии и культуры Дом А. Ф. Лосева и др.).
Международное признание высоких преподавательских компетенций П.В.Резвых выразилось в привлечении его в 2009 к сотрудничеству в качестве приглашенного преподавателя в элитную магистерскую программу «Aisthesis. Художественные дискурсы и дискурсы образа» („Aisthesis. Kunst- und Bilddiskurse“) при университете Людвига-Максимилиана, г. Мюнхен, и университетах Айхштетта, Аугсбурга и Регенсбурга (Германия).
Будучи крупным международно признанным специалистом в области изучения западноевропейской философии XVIII – XIX вв., прежде всего философского наследия Ф.В.Й.Шеллинга и философии немецкого идеализма и романтизма, Петр Резвых активно использует результаты своей исследовательской деятельности в преподавательской работе. Его курсы позволяют слушателям быть в курсе наиболее актуальных исследовательских тенденций и новейших достижений западноевропейской гуманитарной науки в этих областях. Обладая уникальным опытом архивной и эдиционной работы в рамках сотрудничества с Баварской Академией Наук (г. Мюнхен, Германия), П.В.Резвых щедро делится им со студентами, стимулируя их к освоению новых профессиональных компетенций и преодолению междисциплинарных границ.
Петр Владиславович обладает незаурядным талантом лектора. Его лекции сочетают информационную емкость и методическую строгость с динамичной, эмоциональной подачей материала, широчайшую историческую эрудицию — с глубиной и точностью анализа. Они дают слушателям возможность не только увидеть философию в широком историческом и культурном контексте, но и пережить уникальный опыт живой мысли, осуществляемой здесь и теперь совместно с аудиторией. П.В.Резвых успешно экспериментирует и с различными интерактивными формами преподавания философии, применяя их не только в образовательных, но и в просветительских целях. Примером тому могут служить экспериментальные творческие и просветительские проекты «Философия и наука» (2014), «Этика и метафизика» (2015), «Театр+Философия» (2016), реализованные под его руководством в рамках образовательного проекта «Летняя школа» при активном участии студентов и аспирантов НИУ ВШЭ и целого ряда других вузов.
Петр Владиславович — замечательный научный руководитель, вдохновляющий студентов на продуктивную работу в рамках индивидуальных и групповых научных проектов. Научные работы, выполненные под его руководством студентами бакалавриата Школы философии и магистерской программы Школы исторических наук «История знания и социальная история» дважды были отмечены наградами в конкурсах научно-исследовательской работы студентов. Регулярно проводимые им в рамках учебного процесса научно-исследовательские семинары и многочисленные ридинг-семинары по немецкоязычным философским текстам, а также основанный им в 2006 г. постоянный междисциплинарный научно-учебный семинар «Интеллектуальная культура романтизма» стали для нескольких поколений студентов и аспирантов настоящей школой научно-исследовательской деятельности. В 2015 — 2016 гг. П.В.Резвых был руководителем междисциплинарной научно-учебной группы «Историческая саморефлексия медицины: от ars medica раннего Нового времени к позитивистскому «онаучиванию», объединившей студентов и сотрудников Школы философии и Школы исторических наук; по результатам работы НУГ подготовлен ряд серьезных научных публикаций, выполненных студентами и аспирантами НИУ ВШЭ. Под руководством П.В.Резвых были успешно защищены две кандидатские диссертации по специальности «История философии», третья в настоящее время рекомендована к защите, а четвертая находится в стадии подготовки.
Петр Владиславович пользуется большим уважением и авторитетом среди студентов и принадлежит к числе преподавателей, оказывающих мощное воздействие на их интеллектуальное и профессиональное становление.
Комментарии:
При этом П. В. не подавляет студентов своей интеллектуальной мощью, но во время дискуссии старается услышать каждого, понять его точку зрения. После пар П. В. всегда готов, если ему позволяет время, остаться со студентами на час, два, три, чтобы подробнее обсудить с ними материал лекции и другие проблемы философии. Благодаря всем этим качествам Петра Владиславовича на его лекции всегда приходят студенты и сотрудники из других университетов, другие вольнослушатели.
Сложно определить, для скольких студентов Петр Владиславович в какой-то мере стал научным руководителем, — многие из тех, кто занимается другими исследовательскими темами и пишут работы с другими преподавателями, находятся под сильным влиянием того события, которое, благодаря лекциям П. В., потрясло их на третьем курсе. Моя собственная смена исследовательских интересов в свое время была во многом связана с этим событием; знаю и других студентов, которые в своих статьях на разные темы упоминают трактовку свободы у Шеллинга и его "систему мировых эпох" — несомненно, под влиянием П. В. Поэтому невозможно адекватно задокументировать и затем количественно измерить "педагогическую успешность" Петра Владиславовича. Здесь я могу только согласиться с П. В. Соколовым о несоизмеримости моей речи; впрочем, дело тут не только (хотя и в нем тоже) в каком-то внутреннем совершенстве Петра Владиславовича (как может быть совершенен добротно сделанный стол), а в его умении демонстрировать студентам философскую мысль и в ее размахе, и в кропотливой, аскетической работе.
Я благодарен университету за возможность получать образование у таких авторов, как Петр Резвых. Безусловно желаю ему победы!