Ушаков Константин Михайлович, профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ (Москва)
НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»
Номинируется за яркий педагогический талант, профессиональное обаяние, новаторство в преподавании авторских курсов, особое доверительное отношение к студентам и аспирантам и умение заинтересовать проблематикой своих научных исследований
Константин Михайлович Ушаков, доктор педагогических наук, профессор, один из ведущих преподавателей программы магистратуры Института образования НИУ ВШЭ «Управление образованием», его научно-педагогический стаж 41 год.
С 2010 года Константин Михайлович преподает на магистерских программах Института образования НИУ ВШЭ дисциплины «Управление социальными изменениями», «Развитие образовательной организации в условиях изменений», «Рефлексивная практика управления образованием». Он очень востребован как преподаватель магистерской программы и программ профессиональной переподготовки руководителей образования. Ежегодно его курсы выбираются и оцениваются студентами магистерской программы как приоритетные, помогающие их профессиональному развитию. А ведь его студенты – это уже, как правило, состоявшиеся руководители образовательных организаций, директора школ, руководители органов управления образованием разного уровня. Они трижды выбирали Константина Михайловича лучшим преподавателем НИУ ВШЭ, отдав за него свои голоса в 2012, 2013 и 2016 гг.
Благодаря ему и его научным интересам студенты, пишущие и успешно защищающие свои магистерские диссертации, причастны к самым современным исследованиям в области управления изменениями и изучения социального капитала образовательных организаций.
По первому образованию он учитель физики, и это многое определяет в его профессиональной позиции: неравнодушие, внимательное и требовательное отношение к своим ученикам, заинтересованность в их учебных и профессиональных достижениях.
За годы своей педагогической деятельности им подготовлено 5 кандидатов наук, сейчас Константин Михайлович является членом академического совета аспирантской школы по образованию, успешно руководит аспирантами.
В этом году его аспирантка Е.Куксо успешно сдала экзамены, получила аспирантский диплом и сейчас готовится к защите кандидатской диссертации.
Е.Куксо:
«Я все еще помню первую встречу с Константином Михайловичем, когда мы обсуждали возможность научного руководства. Он тогда честно сказал: «Мне не интересно научное руководство, если оно сводится к раздаче заданий: «сделай то или это». Самое важное – это внутренний интерес самого человека к исследованию. По сути это партнерские отношения».
Принцип партнерства сохранялся все три года моей аспирантуры. С К.М. можно было спорить, не соглашаться, предлагать другие решения. В научном споре статусы не так важны. Это давало исследовательскую свободу. Но свобода не существует без ответственности и самостоятельности. Так что нужно было соответствовать…
Второй важный принцип Константина Михайловича – это доверие (и сопутствующее ему терпение, умение ждать). То есть доверие к тому, что «зеленая аспирантка» может браться за сложные задачи. И терпение, если не все получалось с первого раза.
На этот счет я часто слышала от Константина Михайловича фразу: «Единственный способ проверить, достоин ли человек доверия, это доверить ему что-либо. Других нет». Доверие очень мотивирует, а право совершает ошибки позволяет не зажиматься, рисковать – и расти.
Третье важное – это умение удерживать более широкий контекст исследования, задавать смыслы. Работа над диссертацией была не каким-то абстрактным и оторванным от жизни теоретическим исследованием. Это реальный проект, зачастую живое взаимодействие со школами. Когда у меня заканчивались силы, К.М. помогал удерживать фокус на важном, напоминал о смысле.
А еще … ценность общения, человечности и поддержки сложно описать так, чтобы не скатиться в пафос и штампы. Но это все было и есть.
Безусловно, Константин Михайлович – это человек, который позволил мне пройти эти три вышкинских года осознанно, интересно и с наслаждением от того, чем я профессионально занимаюсь. Наверное, успех педагога и складывается из таких вот маленьких историй о том, как доверие может многое изменить».
Комментарии:
К.М. - человек, который может поражать и восхищать, и у которого есть чему поучиться. Не про всех такое можно и сказать.
Первый успешный урок Костя (Константин Михайлович) преподал, как мне видится, в МГПИ, в самом начале семидесятых, на физическом факультете «ленинского педагогического». Он был старше меня, мы смотрели на него и думали: интеллигентный, обаятельный, этакий Ален Делон факультетского масштаба. Одним своим видом он учил нас, что и в эпоху «развитого социализма» (читай – единообразия и тотального дефицита), вполне можно выглядеть достойно.
Второй видимый мной «Успешный урок» (уверен, по дороге их было еще много) состоялся лет через 20, когда КМ (так его зовут студенты), создал журнал «Директор школы», став его учредителем и главным редактором. Это было первое профессиональное издание для руководителей школ в новой России, да еще – негосударственное. Урок же состоял в том, что на социальные изменения можно и нужно реагировать всем, что успешный профессор, заведующий кафедрой федерального института, может все оставить в одночасье и начать новую жизнь.
Третьим уроком стал, конечно же, конкурс «Директор школы», создателем которого и идейным вдохновителем, был и остается Константин Михайлович. Это был урок на тему: «Если чего-то очень захотеть, то это обязательно получится».
Я не писал о многолетней совместной работа на программах подготовки директоров в Шанинке и Вышке, участии в проектах, просто интересных разговорах. Мне показалось важно представить тем, кто будет принимать решение, именно эти три кейса, которые, как мне кажется, не только для меня стали событием.
Целиком поддерживаю кандидатуру.
О Константине Михайловиче хочется говорить только с большой буквы - Человек и Учитель. И даже не проводя грань между этими словами, потому что каждое даже мимолетное общение и обмен несколькими фразами заряжает. К нему пришла за советом с идеей проекта, который потом реализовался во всероссийский конкурс для школ, и услышала в ответ: "Перед началом любого дела ответь сама себе зачем это нужно лично тебе. Тогда поймешь как нужно действовать". Чаще бы каждый из нас задавал себе этот вопрос.
Очень рада выдвижению Учителя!