Большухин Леонид Юрьевич, старший преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации (Нижний Новгород)
НОМИНАЦИЯ «УСПЕХ ПЕДАГОГА»
Номинируется за яркий и неординарный подход к преподаванию, создание театральной мастерской, организацию и проведение выездных семинаров для студентов, живой интерес к студентам
Кандидатуру предлагает иницитиавная группа сотрудников факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде в составе: Марина Цветкова, декан факультета; Екатерина Баринова, руководитель департамента литературы и межкультурной коммуникации; Мария Гельфонд, академический руководитель образовательной программы «Филология»
Леонид Юрьевич Большухин работает в нижегородской Вышке пять лет. За это время он заслужил уважение и любовь как студентов, так и коллег - нижегородских и московских. И это неслучайно: Леонид Большухин стал одним из основателей нижегородской образовательной программы «Филология», организатором множества выездных семинаров, летних школ, научных конференций, создателем и режиссером театральной творческой мастерской, проявил качества отличного лектора и преподавателя, всегда заинтересованного в работе студентов.
Студентов и коллег привлекает в Леониде Большухине широта его научных интересов. Большая часть его исследовательских работ, в том числе блестяще защищенная в 2018 году в Даугавпилсе диссертация на степень PhD, посвящена творчеству Маяковского. Несколькими годами ранее он Леонид Юрьевич нашел и ввел в научный оборот неизвестный ранее автограф Пастернака. Его работы позволяют увидеть такие хрестоматийные тексты, как «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» или «Мертвые души» в непривычном ракурсе. Леонид Большухин активно участвует в научных конференциях, щедро делится своими идеями со студентами и коллегами. Живая работа мысли, подлинный научный интерес, широта эрудиции и точность интерпретации делают его лекции неизменно интересными для студентов. Они не получают знания готовыми, а видят процесс рождения филологической мысли.
Особым достижением Леонида Большухина в нижегородской Вышке стало создание литературно-театральной мастерской. Он поставил со студентами спектакли, посвященные Пушкину, поэзии шестидесятников, Довлатову, Пастернаку, Венедикту Ерофееву. Каждый из этих спектаклей мог бы сделать честь и профессиональному театру. Но особенность их состоит в том, что у этих спектаклей нет заранее продуманного сценария – его режиссер создает вместе со студентами, опираясь на свободное прочтение произведений.
Сочетание дара филолога-интерпретатора, глубокого интереса к литературе, веры в будущее студентов и душевной щедрости делает Леонида Юрьевича Большухина одним из лучших преподавателей нижегородской Вышки. Вот почему мы выдвигаем его на «Золотую Вышку» и нисколько не сомневаемся в победе нашего коллеги.
Комментарии:
Во многом благодаря Леониду Юрьевичу на нашем факультете царит дружеская атмосфера: выездные семинары, театрально-филологическая мастерская -- все это стало неотъемлемой и связующей частью факультета, которой не было бы без Леонида Юрьевича.
Леонид Юрьевич безусловно достоин победы в номинации "Успех педагога"!
На сегодняший день мы находимся в достаточно неловком положении. Наш художественный руководитель, режиссер-постановщик, главный сценарист и вдохновитель нехотя оставил нас на середине работы над новым литературным спектаклем и уехал получать заслуженную премию в Москву. Прекращаем ли мы наши репетиции? Безусловно, нет.
Мы знаем и понимаем, что для нашего ЛЮБа спектакли имеют невероятное значение, и даже не будем преуменьшать роль нашей студии-мастерской для нас самих. Нам очень далеко для профессиональных постановок и перформансов, мы плохо двигаемся, поем тоже не очень хорошо, совершаем порой такое, за что из настоящего театра нас бы давно выгнали (например, прогуливаем репетиции или опаздываем на них, потому что делаем домашнее задание). Как же прекрасно, что в театре нет кастинга, а Леонид Юрьевич ждет абсолютно всех, и каждому найдется роль, раскроется талант, поставится голос.
Все, что мы имеем сейчас, все наши театральные заслуги - в первую очередь, заслуги ЛЮБа. Наш худрук очень скромен, и поэтому еще вчера на репетиции сказал, что не получит никакой премии. Но мы-то знаем, что он ее достоин. И даже больше, чем другие номинанты.
"Театрально-филологическая мастерская" учит нас не только мастерству актера, но и вглядыванию, вживанию в текст. Именно Леонид Юрьевич научил нас разгадыванию непростых механизмов "прочитывания". А можно ли придумать для филолога лучшую школу?
Сегодня мы репетируем без него и очень переживаем. А завтра ЛЮБ вернется к нам, и снова будем кричать, запинаться в скороговорках, неловко двигаться. Для нас он уже самый лучший режиссер, которому могут позавидовать любые профессиональные театры.
Леонид Юрьевич – преподаватель, которому с легкостью удается сочетать серьёзный подход в подаче материала и прекрасное чувство юмора, благодаря чему на лекциях и семинарах всегда царит уютная атмосфера, которую поддерживает еще и то, что почти все занятия проводятся в форме беседы. Материал всегда усваивается легко, потому что Леонид Юрьевич объясняет всё простым и доступным языком и старается чередовать фактологическую информацию с различными сведениями о писателях, литературных произведениях, а также об изучаемой эпохе в целом. Это помогает не только завоевать внимание аудитории, но и представить изучаемый этап или изучаемое явление целостно, включить его в исторический и литературный контекст.
Что также немаловажно, Леонид Юрьевич старается уделить внимание каждому студенту и сделать так, чтобы мы не просто прослушали материал по теме, а заинтересовались этой темой и начали искать по ней информацию самостоятельно. Этому способствуют задания, которые он задаёт. Они предоставляют студенту возможность показать не только теоретические знания, но и умение креативно мыслить и находить нестандартные решения. Никогда не забуду задание по теории литературы, когда нам нужно было составить литературную «раму произведения». Это задание, предложенное Леонидом Юрьевичем, помогло влиться в литературный процесс, лучше понять, как происходит работа писателя над текстом, и с помощью какого компонента можно передать ту или иную мысль, ну и, конечно, разобраться в составляющих «рамы произведения».
Леонид Юрьевич не только прекрасный преподаватель, но и замечательный режиссер-постановщик. Под его руководством уже много лет в нижегородском кампусе ВШЭ филологами ставятся спектакли, которые поражают глубиной проникновения в суть произведения и мастерством постановки. Леонид Юрьевич хочет не просто показать произведение на сцене, он пытается раскрыть все грани текста и все возможности, которые он дает для интерпретатора. Мне повезло участвовать в некоторых из его постановок, и я должна сказать, что работа над сценарием - действительно сложное дело, и этому делу Леонид Юрьевич отдаётся со всей душой. В составлении сценария раскрывается широкий кругозор Леонида Юрьевича. Он знает не только огромное количество произведений (практически наизусть), но и множество фильмов, из которых мы часто берём удачные решения, а также картин, концепции которых также часто становятся сюжетным решением. Каждый спектакль – это не просто спектакль, это настоящее душевное переживание, и это все благодаря Леониду Юрьевичу.
А Леонид Юрьевич бесконечно, до невозможности любит то, чем занимается: наукой и преподаванием. И так органично совмещает два этих дела, делясь с нами, студентами, огромным багажом своих знаний и крайне интересным жизненным опытом, внедряя в учебный процесс театральную деятельность и различные проекты филологического характера.
На первом курсе, будучи неоперенным птенцом в филологическом коллективе, я, впервые услышав Леонида Юрьевича, подумала: «Когда вырасту, хочу быть такой же умной, как мой научный руководитель». Леонид Юрьевич до сих пор помогает мне двигаться в этом направлении. Как заботливый родитель, Леонид Юрьевич иногда — хвалит, иногда — журит (по делу и очень кротко), но всегда, непременно всегда, — вдохновляет. Вдохновляет смотреть, изучать, видеть, чувствовать, читать. За это очень хочется, пусть даже здесь, сказать ему большое спасибо.
Трудно представить нашу филологическую семью без такого душевного, искреннего и замечательного преподавателя, которого студенты будут вспоминать еще очень долго после окончания университета со словами: «Я учился у Леонида Юрьевича Большухина и очень этим горжусь!» Кандидатура Леонида Юрьевича — лучшая для победы в номинации «Успех педагога».
Без него невозможно представить наш факультет, Леонид Юрьевич - душа ФГН.
Как недавно он отметил: "Вы все ходите с завидной регулярностью. Если кто-то из вас не придет на занятие, я буду думать, что в этом мире что-то случилось". Так можно сказать и про самого Леонида Юрьевича: он всегда присутствует на мероприятиях факультета, поддерживает многие студенческие инициативы, ставит спектакли, - постоянно рядом с нами, его учениками. Если его где-то нет, значит, в мире правда происходит что-то аномальное!
Безусловно, Леонид Юрьевич заслуживает победы в номинации "Успех Педагога"! Искренне желаю удачи!
Еще это тот преподаватель, которому хочется задавать много вопросов, и это очень приятно. И особое спасибо Леониду Юрьевичу за то, что он вместе с другими преподавателями факультета гуманитарных наук с увлечением поддержал мою идею проведения Филологического "Что? Где? Когда?" в стенах НИУ ВШЭ-НН.
Искренне желаю ему победы в номинации "Успех педагога"!
Леонид Юрьевич не только замечательный ученый, преподаватель и чтец - он человек огромного масштаба. Его легко представить себе среди, скажем, поэтов начала ХХ века читающим критическое эссе о лирике. И потому нам двойне повезло, что он здесь, в нашем времени, и мы, студенты и коллеги, можем учиться у него.
Уже четвертый год Леонид Юрьевич является моим научным руководителем. С уверенностью могу сказать, что он готов обсуждать курсовую/доклад/ВКР в любое время суток и на любом расстоянии. Иногда консультации проходят в формате семинара, где каждый студент представляет свои наработки. В этот момент понимаешь, насколько широк круг интересов научного руководителя.
Каждый семинар, каждая встреча, каждый диалог - побуждение на увлеченное занятие литературой.
Преподаватель, вдохновленный сам и способный вдохновить других. Даже тех, у кого сам еще не преподает
И, разумеется, хочется упомянуть отмеченные уже не единожды творческие идеи Леонида Юрьевича. Всё, от театральной мастерской до домашних заданий, наполнено его неиссякаемой фантазией. Для меня, человека скептически настроенного по отношению к конспектированию учебников и заучиванию докладов, творческие задания помогают думать и понимать, как и что в литературе устроено, и благодаря таким задачам даже самый простой и не обременённый талантом человек вроде меня чувствует себя великим :)
Я считаю кандидатуру Леонида Юрьевича Большухина в этой номинации лучшей. Золотому преподавателю - "Золотая Вышка"!
Каждое занятие с Леонидом Юрьевичем - увлекательное приключение. Лекции и семинары никогда не бывают скучными, и все это благодаря особенной манере подачи преподавателя, который вместе с нами погружается в литературные процессы. Леонид Юрьевич всегда предлагает неординарные задания, идеи, предложения. К ним можно отнести выездные семинары, на которых мы не только говорили о литературе, но и ловили карасей и прекрасно проводили время всей нашей филологической семьей. А спектакли театрально-филологической мастерской никого и никогда не оставляют равнодушными!
Кроме этого, Леонид Юрьевич - мой научный руководитель, который всегда поможет решить любые вопросы и укажет нужное направления.
Невозможно представить нашу филологическую семью без Леонида Юрьевича. Он, безусловно, заслуживает победу в этой номинации!
Леонид Юрьевич искренне заинтересован в филологической жизни каждого студента. С его помощью организовано множество выездных семинаров, встреч, лестничных чтений. Творческая жизнь факультета не обходится без его участия. Особенно хочется отметить театр, который не существовал бы без чуткого руководства и полной самоотдачи Леонида Юрьевича. Это настоящий праздник жизни, возможность для студентов выразить себя, применить свои таланты в разных сферах искусства.
За эти годы Леонид Юрьевич стал для нас чем-то большим, чем просто преподаватель. Наверное, он сам и есть воплощение ФГН.
За время всего обучения (3 курса) ни разу у меня не было мысли усомниться в его преподавательском опыте, в знаниях и в достоверности информации, которую он рассказывает. И сам процесс обучения с Леонидом Юрьевичем никогда нельзя назвать скучным, потому что как ни старайся отвлечься на что-то другое, этот внутренний "филологический огонь", который возгорается в душе Леонида Юрьевича с началом каждой лекции, захватывает тебя и не отпускает до конца его рассказа.
На его лекции, как аудиторные, так и за пределами ВУЗа, ты приходишь не из страха или по наставлению, но потому, что никогда не появится другого шанса послушать именно эту лекцию и именно эту интерпретацию любой литературной, культурной или исторической проблемы. Не могу представить, чтобы можно было услышать от Леонида Юрьевича что-то не уникальное; это всегда новый взгляд, новые идеи и мысли.
Хочу также отметить, что Леонид Юрьевич очень внимателен ко всем студентам. Это тот человек, от которого ты всегда можешь получить поддержку и понимание, не боясь какого-либо осуждения.
С особенной ностальгией я вспоминаю все репетиции и спектакли Театрально-Филологической Мастерской, которая была бы невозможна без Леонида Юрьевича. Он - создатель, вдохновитель, режиссер-постановщик и всегда верный своему факультету и ВУЗу преподаватель.
Он учит нас думать самостоятельно, слушать друг друга и не бояться высказать свое мнение. Внимание к студентам, которое он проявляет, очень ценно.
Мы всегда поддерживаем его перед конференциями и гордимся им всей нашей дружной филологической семьей!
Леонид Юрьевич достоин победы в номинации "Успех года"!
А театральная мастерская – целая жизнь в жизни ( и факультета, и каждого актера). Спасибо Леониду Юрьевичу за возможность играть на сцене, участвовать с создании сценария и еще долго вспоминать тот самый день премьеры!
Также, Леонид Юрьевич является для меня научным руководителем. Еще во времена наших первых курсовых работ он всегда говорил, что наука – это по любви, и изучать надо то, что волнует. Вот мы все и занимаемся тем, что нравится и делаем это с лёгкостью и удовольствием. В работе Леонид Юрьевич всегда приветствует самостоятельность, позволяет нам выбирать свой путь, при этом он всегда готов уделить немало времени, чтобы помочь, разъяснить возникшие вопросы и указать нужную траекторию движения.
Ну и конечно, нельзя не отметить нашу Театрально-филологическую мастерскую, где Леонид Юрьевич выступает в роли руководителя, сценариста, режиссера, постановщика и т.д. (бывало даже, что в роли шеф-повара). Спектакли для нас – это не просто возможность реализовать свой творческий потенциал. Это еще одна возможность погрузиться в текст, понять его, пропустив через себя. С каждым спектаклем мы растем, становимся лучше в актерском плане. И всё это заслуга Леонида Юрьевича, готового проводить с нами на репетициях по 4 часа практически ежедневно.
Трудно представить наш факультет без Леонида Юрьевича. Он, несомненно, заслуживает победу в номинации «Успех педагога»!
Наверное, одни из самых теплых воспоминаний о студенческой жизни после окончания Вышки у меня будут связаны с нашей литературно-театральной мастерской. Долгие посиделки в стенах университета, бурные обсуждения ролей и сценария, подготовка декораций, а затем - спектакль. Согласитесь, каждый хотел бы попробовать себя в роли актера. Для нас, благодаря Леониду Юрьевичу, это стало возможным. Кроме полезного опыта публичных выступлений, мы еще глубже погружаемся в конкретное произведение и исторический контекст.
К тому же, во внеучебное время Леонид Юрьевич готов к диалогу со студентами, причем не только на литературные темы. Невероятно интересно обсуждать с ним языки других видов искусств. В первую очередь, кино и театра. Кроме обязательных для просмотра шедевров отмечаешь для себя и новые грани уже освоенных лент и спектаклей.
Леонид Юрьевич Большухин достоин победы в номинации "Успех педагога". Как уже было сказано ниже, этот уникальный преподаватель - душа нашего факультета. А именно без души представить образовательную программу просто невозможно.
Более того, благодаря его творческим и организаторским способностям, на нашем факультете существует театрально-филологическая мастерская, его стараниями ставятся спектакли.
Леонид Юрьевич всегда очень искренен, всегда "горит" свои делом. Ну и естественно, от него загораются другие, за что огромное ему спасибо!
(От чего жду его предмета с большим нетерпением).
Нельзя не отметить то, сколько сил и упорства Леонид Юрьевич вкладывает во все, чем занимается.
Еще не успев поработать с ним, я уже за многое могу сказать спасибо: за прекрасно организованные семинары, за активную внеучебную деятельность и за ту душевность, которая витает в филологическом воздухе.
Когда человек по-настоящему любит то, что делает, нельзя не полюбить это вместе с ним.
Еще раз спасибо Леониду Юрьевичу за все! И свой голос хочется отдать именно ему!
Леонид Юрьевич, вне всякого сомнения, достоин премии "Успех года" и свой голос хотелось бы отдать именно ему!
Забавно, что легенда о Леониде Юрьевиче дошла до меня даже раньше, чем я услышала первый читаемый им у нас курс в стенах университета. Дело в том, что еще с периода его работы в ННГУ, читаемые им лекции по русской литературе стали легендой и сенсацией городского масштаба. Вспоминается записанный им на радио цикл "Литературных прогулок с филологом Леонидом Большухиным", полные аудитории на его лекциях в клубе Филолог и Лингвист, а также просто записи его лекций, тиражируемые в большом количестве на всех гуманитарных факультетах города (многим помогавшие почувствовать в себе ту же любовь к литературе и подготовиться к экзаменам, с тем, чтобы сделать ее делом своей жизни).
Профессиональные качества Леонида Юрьевича ставят его в ряд самых блистательных преподавателей Нижегородской Вышки. Среди таких качеств можно выделить:
– широкую сферу научных интересов
Леонид Юрьевич с равным энтузиазмом рассказывает как о сочинениях одописцев и комедиографов 17 и 18 века, так и о смелых акциях авангардистов, жизненных и эстетических принципах поэтов серебряного века, особенностях взаимоотношений писателей и власти в период оттепели, ведет прекрасный курс по современной русской литературе.
– широчайший кругозор
Леонид Юрьевич не только сам читает, но и нас учит исследовать эпоху не только по текстам первого ряда, но и по текстам, пользовавшимся популярностью у современников великих авторов, и текстам второго ряда, тем самым предлагая рассматривать классику русской литературы в неразрывной связи со временем ее создания, приглашая каждого самостоятельно выяснить для себя ее истинную ценность на фоне других текстов эпохи.
– отзывчивость и открытость новому
Несмотря на широту собственных знаний и, как кажется, неисчерпаемость информации, которой он хотел бы поделиться с нами, Леонид Юрьевич уделяет много внимания взаимодействию со студентами: доброжелательно слушает их соображения, с большой добротой помогает разобраться в проблемных местах курса, постоянно общается с ними и, самое главное, старается научить их мыслить самостоятельно: взаимодействуя с фактами истории литературы, выстраивать логические связи, анализировать причины и последствия тех или иных событий в истории литературы, оценивать и предсказывать судьбу тех или иных современных произведений (на НИСе по современной русской литературе).
– любовь и бережное отношение к предмету
Любовь Леонида Юрьевича к литературе, действительно, заразительна и, как было сказано выше, способна приобщить к ней даже тех, кто не взаимодействует с ней на повседневной основе. Лично для меня очень дороги уроки Леонида Юрьевича по филологической работе: с первого курса он приучает нас к уважению и высокому уровню внимания к тексту, внушает нам такую любовь к литературе, при которой "слово и текст", действительно, "существеннее, чем самая блистательная концепция".
Как кажется, нет нужды в том, чтобы повторять перечисление всех внеучебных заслуг и достижений Леонида Юрьевича, поэтому в завершении просто расскажу про две свои самые любимые формы активности, введенные и успешно организуемые им и по сей день. Это – ежегодный выездной семинар в Леонтьево и домашние спектакли. Они мне кажутся особенными не только потому, что они были изобретены в том виде, в каком они существуют, именно Леонидом Юрьевичем, но и потому, что, как кажется, представляют совершенно новый, свежий и непривычный взгляд на литературу. Широко применяющийся в современных исследованиях принцип изучения явлений при привлечении материала со стороны самых разных наук и искусств, как кажется, достиг нового уровня выражения в домашних спектаклях и выездных семинарах, ежегодно проводимых под руководством Леонида Юрьевича в Нижегородской Вышке. Постижение текста через погружение в него, проживание каждой его реплики, воссоздание антуража, попытка понять характеры героев с тем, чтобы найти им адекватное театральное воплощение – вот те преимущества, которые представляют для понимания текста занятия Театрально-филологической мастерской. Семинар в Леонтьево же – это не просто новая форма работы, но и новая форма филологического отдыха: уже не первый (и, надеюсь, не последний) год чтение поэзии на фоне поэтической красоты природы вдохновляет нас и пусть и немного, но приближает к пониманию самой сути поэзии.
Словом, за все свои достижения Леонид Юрьевич, действительно и бесспорно, заслуживает этой награды.
Когда на первом курсе Леонид Юрьевич начал нам преподавать, я и подумать не мог, что настолько умею чувствовать филологию. Его советы, идеи, задания, его лекции и семинары помогли мне в этом, направили в нужное русло, за что я буду благодарен ему всегда.
Вскоре, я узнал про театральные постановки под руководством Леонида Юрьевича. К сожалению, не имея возможности играть, я смог попасть только на несколько репетиций, чтобы узнать, каково это и не пожалел ни секунды. То, как Леонид Юрьевич, можно сказать, в семейной, дружеской обстановке обсуждает со коллегами-студентами сценарий, рассказывает истории из жизни, руководит процессом, невозможно описать, за этим стоит наблюдать, это удивительно и завораживает! Ну и сами спектакли получаются настолько живыми и душевными, что вполне достойны показа и за стенами университета.
Также, нельзя не отметить активность Леонида Юрьевича в жизни факультета. Он является одним из организаторов и идейных вдохновителей ежегодных лестничных чтений и болдинских выездных семинаров и т.д. (перечислять можно очень и очень долго), за что ему огромное спасибо от лица всей ОП "Филология" в лице студентов и преподавателей. Создается ощущение, что у Леонида Юрьевича в сутках 25 часов, а на неделе восемь дней. Иначе нельзя объяснить, как он все успевает.
Мне и другим студентам предстоит провести еще очень много замечательного времени под руководством, можно даже сказать, "под крылом" Леонида Юрьевича в стенах родного университета. Он является человеком огромного таланта, трудолюбия, идей. Он - тот человек, о котором я буду рассказывать своим детям и внукам. Он - тот человек, который сказал гениальную фразу:" Человек не может жить без трех вещей: воздуха, совести и слова". Он - тот человек, один из немногих, кто за небольшой промежуток времени изменил мою жизнь навсегда.
Леонид Юрьевич Большухин заслуживает победу в номинации "Успех педагога"!
Леонид Юрьевич один из творческих организаторов и активных участников мероприятий на Факультете гуманитарных наук, несмотря на свой плотный график и, конечно, усталость. Подобные действия происходят еженедельно (если не ежедневно!). Например, в конце октября мы посетили Болдино в рамках семинара «Пушкин и поэты XX века»; состоялись Лестничные чтения, посвящённые А.А.Галичу, а уже в ноябре начнутся долгожданные репетиции спектакля, в котором желают принять участие если не все, то большая половина студентов ОП Филология, ведь им предстоит работать с таким постановщиком и режиссёром, как Л.Ю.Большухин.
На мой взгляд, вызвать отклик в сердцах студентов на сегодняшний день сложно, но у Леонида Юрьевича, в силу особых профессиональных и личностных качеств, это точно получилось!
Совершенно особенным пространством слова и мысли является Театрально-филологическая мастерская, созданная и руководимая им. Мне посчастливилось (именно посчастливилось!) принять участие в постановках трех спектаклей: «В России, в Болдине, в карантине…» (2016), «Смерти не будет» («Борис Пастернак: мир творчества», 2017) и «Москва-Петушки: поллитра смыслов. Полилог-травелог» (2017). Их сценарий всегда рождается в диалоге. Мы, «актеры», часто предлагаем тексты, сюжетные ходы, варианты переходов, элементы декораций, но окончательный, формирующий выбор всегда остается за Леонидом Юрьевичем. Им отбирается только то, что естественным образом раскрывает принципы художественной системы автора. Театральная постановка это всегда рефлексия над художественным миром поэта или писателя. Леонид Юрьевич научил нас вдумываться, вслушиваться в художественный текст, стремиться приходить к его осмыслению через со-переживание и со-проживание не только заключенных в нем смыслов, но и внешней его формы, звучащего слова. Поэтому спектакли всегда становятся событием не только культурной жизни факультета, но и внутренней жизни актеров.
Установка на диалог, участие; чувство аудитории, отсутствие догматичности при глубоком знании и восприятии предмета сквозит в лекциях и семинарах Леонида Юрьевича. Теория литературы, история русской литературной критики и история литературы, читаемые им на разных курсах, лично мне запомнились как прямое взаимодействие с текстами, с документами, с сюжетами эпохи. В итоге создается ощущение, что достигнутое в результате занятий понимание является чем-то абсолютно естественным и простым. У меня нет сомнений в том, что Леонид Юрьевич как никто другой достоин победы в номинации «Успех педагога»!
Он действительно достоин звания "Успешный педагог", потому что успех преподавателя измеряется уважением со стороны студентов, пониманием студентами материала и вовлечённостью студентов в учебный процесс - всё это Леонид Юрьевич успешно реализует.
Уже в ту пору ЛЮ организовал студенческий кружок "Касталия", где студенты и магистранты за чаем рассказывали о своих первых исследованиях. Сейчас существует множество конференций для молодых ученых, в Вышке есть НИС-ы, мастерские - для современного студента возможность рассказать другим о том, чем он занимается, в порядке вещей. Для нас же это была даже не инновационная образовательная технология - это был глоток свежего воздуха, единственная возможность профессионального общения. И что важно: в "Касталии" никогда не задавали "экзаменационных вопросов", столь характерных для студенческих конференций того времени, да и вообще для традиционного общения вузовского преподавателя прошлых лет с учеником. У ЛЮ всегда был искренний интерес к тому, что делают его студенты. И опыт и профессионализм, который у ЛЮ, в отличие от нас, уже был, никак этому интересу не препятствовал. В любом, даже в самом мутном и сыром докладе ЛЮ умудрялся увидеть то рациональное зерно, которое, по молодости, не всегда мог донести до аудитории его автор. ЛЮ помогал и нам увидеть это зерно. И это была лучшая школа научной работы.
Интерес ЛЮ к студентам никогда не ограничивался только литературоведческой проблематикой. Несколько человек в "Касталии", и я в том числе, занимались лингвистикой - и наши доклады слушались с таким же интересом, как и сообщения наших однокурсников-литературоведов. И что было особенно важно, ЛЮ никогда не стеснялся задать вопрос, если не знал или не понимал чего-то в нашей области. Эта честность, без которой настоящее научное общение просто немыслимо, в ту пору была большой редкостью. Не каждый преподаватель отваживался на такое. У ЛЮ же мы научились тому, что не понимать чего-то и спросить - это вовсе не значит потерять лицо.
ЛЮ и сам делал на "Касталии" доклады, наравне со студентами. Именно наравне, а не свысока, без тени высокомерия или менторства. Он учил своим примером, но так органично и искренне, что мы, вчерашние подростки, привыкшие сбрасывать с корабля современности всё и вся, не протестовали, а шли за ним и хотели подражать.
Я очень завидую нынешним студентам Нижегородского кампуса, что у них есть такой преподаватель. И абсолютно согласна с коллегами, выдвинувшими ЛЮ на премию в номинации "успех педагога". По-моему, это достойнейший кандидат.
Леонид Юрьевич жил с нами литературой все четыре года, каждый модуль: вместе мы обсуждали теорию литературы, историю русской литературы, историю русской литературной критики, семиотику литературы и кино, современную русскую литературу, а также наши сначала наивные, а потом, усилиями Леонида Юрьевича и его коллег, ставшие уже, надеюсь, вполне серьезными, литературоведческие штудии (на НИСе). Уже с первого курса Леонид Юрьевич учил нас читать текст (это должно быть выделено курсивом), служить его пониманию, тонко интерпретируя, но не забывая о строгости "веселой" (что всякий раз подчеркивал номинант) науки филологии. Наверное, и так понятно, что за добрую половину наших знаний и умений мы должны быть благодарны Леониду Юрьевичу.
Помимо учебы, наша университетская молодость состояла и из иного, не менее чудесного: мы жили театром, создал который все тот же Леонид Юрьевич, и не только создал, но и был там режиссером, сценаристом, художником по костюмам и декорациям, актером, и прочая, прочая, всего и не перечислишь. После четырех-пяти отведенных пар, консультаций по курсовым работам и какой-нибудь очередной открытой лекции для школьников или, наоборот, для учителей, наш героический (но в силу своей поразительной скромности абсолютно не приемлющий сей характеристики) преподаватель оставался с нерадивыми (не про других, но про себя знаю) студентами и создавал прекрасное — тонкую театральную интерпретацию текста, которая все так же с л у ж и л а п о н и м а н и ю. "Ну и что же вы поняли? - спросит досужий читатель", хочу я продолжить в духе Венедикта Ерофеева, памятуя о последнем и самом важном для меня спектакле, посвященном поэме "Москва — Петушки". А поняли мы, что именно в таких условиях, а больше и не в каких, хочется и дальше "жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья", и воздух этот создан Леонидом Юрьевичем. Так, благодаря тому заряженному тягой к открытиям полю, с одной стороны которого был курс современной литературы, а с другой — репетиции спектакля, у меня появилась дополнительная к диплому (и не связанная с ним) тема научных изысканий, мыслями по поводу которой я делилась и на Тартуской конференции, и на Летней Школе, тоже во многом созданной усилиями номинанта. И именно Леонид Юрьевич стал одним из тех, кто мои первые рефлексии по поводу коктейлей Венички из уже упомянутой поэмы выслушал и, что называется, "благословил".
Можно продолжать и продолжать, рассказывая о весенних выездных семинарах по поэзии последней трети XX века и по поэзии современной, которые придумал и воплотил в жизнь номинант; о ежегодных Днях факультета, Днях филолога, Посвящениях первокурсников и других праздниках, каждый из которых становился карнавалом, феерией, но при этом был чрезвычайно интеллектуальным по своей природе, и все это благодаря тонкому организатору и вдохновителю других, Леониду Юрьевичу.
Наконец, стоит отметить, что уже будучи студенткой магистерской программы московской Вышки (поступила я в которую по олимпиаде тоже благодаря дисциплинам Леонида Юрьевича), я имела возможность слушать его содержательный и высоконаучный доклад о В. Маяковском на конференции в Польше (г. Белосток), а также вместе говорить о Пушкине и XX веке русской литературы на ежегодном Болдинском семинаре. Вот так, уже получив степень бакалавра и постигая следующую ступень образования в другом городе, я все так же продолжаю учиться у нашего чудесного преподавателя, Леонида Юрьевича Большухина. Уверена, сомнений в том, достоин ли Л.Ю.Б. премии "Золотая Вышка", ни у кого нет и не появится.