Ландер Юрий Александрович, доцент школы лингвистики факультета гуманитарных наук, ведущий научный сотрудник международной лаборатории языковой конвергенции, академический руководитель образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» (Москва)-
НОМИНАЦИЯ «УСПЕХ ПЕДАГОГА»
Номинируется за то, что является лучшим руководителем образовательной программы бакалавриата, которого можно только пожелать. И отличным преподавателем
Кандидатуру предлагает группа сотрудников школы лингвистики факультета гуманитарных наук: Олег Волков, старший преподаватель школы лингвистики; Инна Зибер, преподаватель школы лингвистики; Алексей Козлов, старший преподаватель школы лингвистики
Юрий Александрович действительно удивительный. Обычно когда про человека говорят, что он предпочитает не решать проблемы, а не замечать их, то это отрицательная характеристика. А для ЮА — это метод, который реально работает. Который спасает всю школу лингвистики. Он, может быть, один человек из миллиона, у которого это получается.
Иногда кажется, что мир сейчас рухнет. Дедлайны просрочены, всё не то и не так. «Ничего страшного», — говорит ЮА. И расскажет какую-нибудь историю. Смотришь, и правда, всё хорошо. Как магия.
Кажется, работы столько, что сил нет. Торчишь в Вышке с утра до ночи, всё равно ничего не успеваешь. «Надо превращать работу в отдых», — говорит ЮА, и хоп, как пальцами щёлкнул, оно и превратилось.
Юрий Александрович очень широкий. Он глядит на мир и видит всё. Как очень старый мудрец и одновременно как маленький ребёнок. Поэтому он и находит всегда лучшие решения. Поэтому он никогда не скажет, если кто-то ошибётся: «А я же говорил…», никогда не будет ругать, всегда поможет. Он по-детски честен, добр и открыт. Мне кажется, что это главные качества и преподавателя, и руководителя, и ЮА отличный преподаватель и отличный руководитель — но скажи ему об этом, он только отмахнётся. Или скорее отшутится.
ЮА никогда не будет спорить и доказывать свою точку зрения. А ведь иногда так хочется поспорить… Едко ответить на что-то в рассылку… У нас в шоле правда уникальная атмосфера, какими бы избитыми не казались эти слова. Во многом эта атмосфера — заслуга ЮА.
Широта ЮА проявляется и в науке. Он учит мыслить глобально и смотреть глубоко. Он подмечает что-то важное и не отвлекается на мелкие споры по поводу незначительных частностей. У него есть свой очень яркий стиль, почерк. Манящий и радующий одновременно.
Однажды один академик назвал его «тёплый ламповый Ландер». Это говоря неформальным языком. А формальным — стопроцентный «успех педагога».
Комментарии:
Впрочем, скромный опыт общения с более старшими студентами говорит о том, что Ю. А., конечно, и так владеет умами юношества (в самом лучшем смысле этих слов). Порой свидетельства этому обнаруживаются в самых неожиданных местах: разбираем домашнее чтение на финском, в какой-то момент герой напевает небезызвестный припев «Ob-la-di, ob-la-da…», и тут выясняется, что эти незатейливые звуки вообще-то могли бы быть неплохой альтернативой для пары неуклюжих русских терминов (это же гениально!), и знают это студенты, конечно же, от Ю. А. В такие моменты сожалеешь лишь о том, что сам не имел счастья учиться у Ю. А.
Про Ю. А. в качестве руководителя образовательной программы вообще молчу. Это просто кайф, что у нас есть такой руководитель бакалавриата.
И при этом, конечно, лекции Юрия Александровича часто очень вдохновляющие, и на них всегда очень комфортно -- чувствуешь себя в своей тарелке. В некотором смысле, лекции и стиль общения Юрия Александровича задают тон всей нашей бакалаврской программе, которой он руководит -- а на ней очень хорошо живется.
Ещё - удивительно, как у ЮА хватает сил/времени/внимания не только на всякие глобальные вопросы, которые надо срочно решить, но и на мелочи. Например, если появился новый преподаватель, Юрий Александрович спросит, как этот преподаватель студентам, интересные ли у него пары и тд и тп - даже если в вашей группе всего 8 человек.
А если этого мало - ещё Юрий Александрович придумывает лучшие термины!
ЮА учит не только студентов и не только типологии. Многие из нас, преподавателей, учатся у него тактичности, доброте, внимательности по отношению друг к другу. Именно такой педагог лично для меня крайне важен.
Или вот не понимаешь чего-нибудь на паре по турецкому языку, оборачиваешься на Ландера с надеждой в глазах (и где он находит время на то, чтобы ходить на чужие пары!), а Ландер легко и бодро объясняет непонятное и тут же на месте устраивает маленькую импровизированную лекцию. А потом еще и создает гугл-док, в котором можно делиться своими наблюдениями относительно турецкого языка, и пишет там свои мысли, и мысли эти замечательным образом не только отвечают на вопросы, над которыми ты еще даже не успел задуматься, но и ставят новые, такие, над которыми хочется думать все свободное время. Лекции его, кстати, тоже построены по такой модели — не дают какого-то одного взгляда на язык, но оставляют простор для собственных размышлений. В этом просторе может быть, конечно, немного неуютно, но зато невероятно интересно.
И все это — с удивительной, неповторимой легкостью и юмором, которые передаются всей Школе лингвистики в целом.
Чтобы быть золотым педагогом, мало быть просто хорошим и даже выдающимся учёным. Нужно объединять в себе всё сразу, и научное, и человеческое, иначе говоря - быть Ландером.