Раков Алексей Александрович, доцент департамента теоретической экономики факультета экономических наук (Москва)
НОМИНАЦИЯ "УСПЕХ ПЕДАГОГА"
![](/pubs/share/thumb/180353924:c627x627+256+33:r190x190!.jpg)
Номинируется за высочайший профессионализм, умение пробуждать интерес к предмету и эффективно мотивировать к его изучению, потрясающе интересные занятия на разных языках, творческий подход к работе, любовь к своему делу и студентам
Кандидатуру предлагает учебная группа БСТ184 образовательной программы «Экономика и статистика» факультета экономических наук
Алексей Александрович – настоящий мастер своего дела. Он читает лекции и ведет семинары по экономической истории не только на русском, но и на английском языке, что позволяет иностранным студентам проникнуться таким увлекательным предметом. Более того, лекции, например, отличаются не только языком преподавания, но и тем, что в английском варианте более подробно раскрываются специфические особенности России, именно поэтому некоторые студенты посещают не только занятия на русском языке, но и их английскую версию.
На семинарах преподаватель затрагивает самые интересные и сложные вопросы по теме, которые нечасто рассматриваются в учебной литературе, но их обсуждение очень важно для понимания специфики предмета. Такой подход стимулирует студентов к рассуждению и выдвижению различных гипотез. Так, Алексей Александрович дает нам не только необходимый объем знаний, но и учит мыслить логически, учитывая особенности исторического отрезка, культуры страны и экономического контекста. Более того, каждый семинар – это погружение в увлекательный мир экономической истории, знание которой позволяет студентам увидеть отражение прошлых событий в проблемах современности.
Несомненно, Алексей Александрович очень любит работать со студентами. К нему можно подойти с любым вопросом, на который наш преподаватель всегда найдет ответ и постарается донести его максимально доступно. В свою очередь, он всегда прислушивается к пожеланиям своих студентов относительно усовершенствования учебного процесса и многие из них воплощает в жизнь. Кроме того, у Алексея Александровича есть специальная рубрика «To Whom It May Concern» в социальной сети, где он анонимно цитирует и комментирует самые необычные ответы своих находчивых студентов, что, в свою очередь, мотивирует нас лучше готовиться к семинарам, обращать внимание на детали и учиться эффективно работать с большими объемами информации.
Главный принцип преподавания Алексея Александровича – не просто развить умственные способности студентов, но и затронуть их душу, пробудить желание узнавать что-то новое. Алексей Александрович – вдохновитель своих студентов. Для мотивации студентов преподаватель читает стихотворения как классиков, так и современных поэтов на разных языках, приводит цитаты, метафоры, рассказывает различные интересные истории и, конечно, шутки, благодаря которым мы чаще запоминаем верные ответы и пишем экзамен на высокий балл. Разве можно после всего этого остаться равнодушным?
Погружение в среду той или иной исторической эпохи в наши дни возможно даже без машины времени. Это преподаватель доказывает на каждом своем семинаре. Более того, тем, кто имеет желание и силы глубже проникнуться экономической историей, предоставляется возможность дважды за курс поучаствовать в экономико-исторических играх. Игра «Суд над историческим персонажем», где студенты предстают в роли присяжных, обвинителей, и защиты, позволяет с помощью знаний, полученных в ходе курса, отстаивать свою точку зрения по поводу того, как деятельность исторического персонажа повлияла на ход истории той или иной страны или даже мира. На «Исторических дебатах», студентам предоставляется экономико-политический кейс XX в., с которым нужно поработать, предварительно примкнув к той или иной группе единомышленников по данному вопросу. Такое освоение материала в нетрадиционной форме – прекрасная возможность ощутить себя на месте человека, жившего в то время, и лучше понять всю проблематику и актуальность вопросов, существовавших в тот момент.
Таким образом, экономическая история с Алексеем Александровичем для студентов - не просто предмет, но ежедневная встреча с чем-то новым и интересным, а походы в университет – не каждодневная рутина, а увлекательное путешествие в экономическую историю!
Комментарии:
Семинары позволили мне усвоить материал, который "не выветрился из головы" даже спустя 2 года! Игры, проведенные в форме дебатов, показали несколько взглядов на одни и те же события, позволили мыслить шире.
Отдельное спасибо за качественную подборку стихотворений и трогательное прочтение :)
P.S. приятно, когда преподаватель не исчезает из жизни студента сразу после окончания предмета!
P.S.S. Рубрика "to whom it may concern" - это что-то! :)
Желаю Вам успехов и удачи!
Отдельных слов заслуживают его человеческие качества, которые появляются как в качестве лектора/семинариста, так и в качестве научного руководителя. Оперативность и качество помощи, которую готов оказать преподаватель в трудную минуту, достойны высокой похвалы. Студент, который сталкивается с определёнными проблемами, как по теме, так и по организации, может быть уверен, что он получит все необходимые ответы на свои вопросы, а не будет вынужден, как это часто бывает, действовать самостоятельно по наитию, надеясь, что он не ошибается и боясь, что, в случае своей ошибки, её будет очень поздно исправить.
Отдельную симпатию вызывает контакт Алексея Александровича со студентами, который он проявляет. Удивительна способность человека не терять свои высокие уровень и авторитет и, при этом, иногда общаться с младшими по возрасту и статусу почти что на равных.
Я выражаю глубокую симпатию этому профессионалу с большой буквы и выражаю большую надежду, что он одержит победу в данной номинации. Это не финальная и не решающая точка, и этот человек это прекрасно осознает, стремясь все к новым достижениям.
Поступив на ФЭН, не ожидала, что математике будет уделено практически всё внимание в начале первого курса, поэтому как же было приятно посещать пары истэка, предварительно готовясь, откладывая учебники по мат.анализу и линейной алгебре в сторону и открывая книги по истэку, наслаждаясь чтением о прошлом, как о лучике света в тёмном царстве. Спасибо Алексею Александровичу, что он сделал курс интересным, охватывающим большое количество периодов, но достаточно детальным в нужных местах - так у меня окончательно сформировалась и закрепилась общая картина понимания истории и мира, которая помогла в изучении многих предметов, в том числе макроэкономики и российской экономики.
Алексей Александрович - настоящий Человек и Педагог!
Спасибо Вам
Примечателен подход А.А. к обучению - с юмором, обратной связью, взаимодействием со студентами. Благодаря такой коммуникации мне на первом курсе не было страшно обратиться с вопросом. Из-за такой вовлеченности я до сих пор помню, что обсидиан - это вулканическое стекло и использовалось в качестве валюты в древние времена. Форма контроля знаний в виде устного опроса и мини-тестов на семинарах держит в тонусе, снижает страх публичных выступлений и даёт возможность подстраховать себя накопленной оценкой.
Кроме того, А.А. способствует общему вектору развития НИУ ВШЭ по интернационализации в рамках программы 5-100, ведет лекции на русском и английском языке, коммуницирует с иностранными студентами.
Я благодарна А.А. за интересные семинары по истории, опыт работы в качестве УА, общение с интересным собеседником и поддержку при поступлении в магистратуру Боннского университета. Алексей Александрович достойный кандидат на получение "Золотой Вышки" и я буду рада поздравить его с получением этой премии.
Есть еще одна важная функция, которую выполняет этот курс - это адаптация и тимбилдинг. Не уверена, что эта дисциплина изучается на первом курсе по этой причине, скорее, это удачное совпадение. Все дискуссии ведутся в дружеской атмосфере, которая располагает принять участие, не побояться высказать свое мнение, попробовать ответить на вопрос или хотя бы вместе посмеяться над шуткой. Этот курс помогает вчерашним школьникам адаптироваться к университетской среде и служит импульсом, дающим хороший старт для всей последующей учебы. Ну и конечно, после таких семинаров любая группа чувствует себя сплоченным коллективом.
Огромное спасибо, Алексей Александрович, за этот курс!
Замечательные часы, проведенные на семинарах этого выдающегося преподавателя, я не забуду никогда!
Своей уникальной моделью преподавания Алексей Александрович в любом студенте способен разбудить искренний и неподдельный интерес к предмету. Знания, полученные на занятиях Алексея Александровича, останутся с вами на всю жизнь! (Так же, как и замечательные эмоции).
Алексей Александрович - это тот человек, который для каждого студента, когда-либо посетившего его пары, является не только блестящим преподавателем, но и хорошим другом.
Если бы у меня была возможность - я бы с удовольствием повторила свое увлекательное путешествие в замечательный мир экономических наук с Алексеем Александровичем!
С уважением и благодарностью,
Тина, выпускница факультета Экономических наук НИУ ВШЭ.
Меня никогда не интересовала история. То есть интересовала, я знала, что знание истории - необходимый минимум человека, который претендует на звание образованного, развитого и имеющего широкий кругозор. Но как только я сталкивалась с самим процессом изучения, все желание сходило на нет. Спасибо за эти полгода, которые меня приблизили к знанию истории гораздо больше, чем 11 лет в школе.
Также хочется отметить креативный подход. Из очевидного: суд, дебаты, "правила игры" на семинарах.
Из неочевидного- юмор, #towhomitmayconcern .
А еще очень приятно, когда преподаватель не исчезает из жизни студента, как только заканчивается курс.
1. Содержательные заслуги:
Благодаря основам понимания, откуда взялись первые деньги, как происходила первая торговля, как развивались экономические отношения можно проследить в целом возрастание значимости экономической мысли в обществе. Алексей Александрович очень много внимания уделяет именно процессам, причинно-следственным связям. На семинарах он позволяет думать и усваивать экономическую логику (Например: в государстве N закупили рекордное количество золота. Как ответит государство K?). Таким образом, студенты усваивают базу экономических отношений, однотипную для разных времен.
Вдохновляющая часть:
Алексей Александрович позволяет не только учиться, но и творить.
"Каково это чувство? Пред боем.
Что храните вы в смелой груди?
В те минуты, когда грозным воем
Отдаются часы, что уже позади.
Дни, что были даны не напрасно.
И каждую ночь приближали битву.
Вы думали - много недель, прекрасно!
Но вот попали под времени бритву.
Лишь это мгновение в вашей власти.
Его сокращает каждый сердца удар.
Вы - напротив хищника пасти.
Сбывается самый худший кошмар.
Сдадитесь? Нет. Начнёте сраженье.
Светлый разум - теперь ваш лучший друг.
Поймайте волну и вдохновенье!
И время замрёт, остановится вдруг.
Будьте уверены. И прогоните страх.
Вы воспримите как игру все испытанья.
Ещё не на таких бывали вы горах!
Вы победите. Верьте. И ровней дыханье!
Встречайте бой с улыбкой на губах.
Ловите и не отпускайте звёздный час.
Пусть мир увидит ваших сил размах.
Он ждет. Его судьба возложена на вас."
Алексей Александрович - тот преподаватель, к которому на семинары и лекции бежит вся группа
Алексей Александрович является одним из лучших педагогов, у которых мне довелось учиться.
Алексей Александрович вы просто лучший
Спасибо вам
Для усвоения материала – это лучшие условия. Нельзя не сказать про то, что Алексей Александрович прививает студентам любовь к поэзии, подает пример хорошего вкуса, учит общению. Если преподаватель не только в совершенстве знает свой предмет, но и дает пример образа жизни , которому хочется следовать, это преподаватель с большой буквы. Счастлив, что в лице Алексея Александровича нашел не только преподавателя, но и друга! Достойнее кандидата на номинацию «Успех педагога» мне представить сложно.
Я твердо убеждена в том, что Алексей Александрович - достойнейший кандидат на премию "Золотая Вышка"!
Хочется отметить, что Алексей Александрович также вовлекает своих студентов во внеучебную деятельность, в участие в студенческих олимпиадах, например, во Всероссийской олимпиаде по истории российского предпринимательства. Благодаря активной и всесторонней помощи Алексея Александровича в подготовке его студенты становятся победителями и призерами таких мероприятий.
Неоднократно упоминалось, как важен для Алексея Александровича конструктивный фидбэк, благодаря которому он постоянно совершенствует образовательный процесс: и действительно, некоторые из предложений студентов первого курса моего года уже были реализованы на практике.
Очень рада, что курс экономической истории стал для меня одним из любимых благодаря таланту Алексея Александровича!
Такой великолепный преподаватель действительно заслуживает получения "Золотой Вышки"!
Курс по экономической истории с каждым годом немного изменяется и улучшается, исходя из результатов получаемого фидбэка, и, например, когда я был ассистентом, в нем уже произошли интересные нововведения (проведение дебатов, исторического mock trial, как форм студенческой активности), которых не было, когда я был студентом курса. В то же время, неизменным был высокий профессионализм Алексея Александровича, как преподавателя. Отзывы студентов всех последующих лет всегда стабильно подтверждали это. Я считаю, что за свою работу, за свою искреннюю любовь и уважение к студентам Алексей Александрович Раков заслужил премию "Золотая Вышка"!
После итогового экзамена Алексея Александровича подкидывали и все-все-все дружно апплодировали и благодарили! (а это был первый и последний случай на моей памяти, чтобы так тепло прощались с преподавателем)
Считаю, что Алекскей Александрович просто обязан получить "Золотую Вышку"! :)
С уважением, Частухин Илья БЭК 163
Наиболее увлекательной формой активности в течение курса, несомненно, являются семинары, на которых поднимается большое число вопросов, ответы на которые не найдешь в учебниках, но которые необходимы для понимания ключевых нюансов того или иного исторического процесса, что позволяет составить полную картину эпохи. Особенно хотелось бы подчеркнуть умение преподавателя в ненавязчивой манере держать внимание аудитории и модерировать дискуссию. Нельзя не упомянуть проводимые в рамках курса особенные события, такие как суд и дебаты, в течение которых студенты обсуждают противоречивые исторические проблемы.
Алексей Александрович почти круглосуточно готов ответить на вопросы студентов, он стремится к идеалу, постоянно совершенствуя свой курс, при этом, что важно, руководствуясь, помимо прочего, и результатами обратной связи от студентов, которая собирается каждый модуль.
Я искренне благодарен Алексею Александровичу за усилия, которые он вкладывает в свой курс и за персональное отношение к каждому студенту.
Я не могу вспомнить какую-то другую дисциплину, которая оставила бы такой же тёплый эмоциональный след в моей памяти. Или вспомнить другого преподавателя, который так же умело подбирал бы дистанцию при общении со студентами: ночные обсуждения итогов "Суда над Сталиным", жизненные советы, спорт и игры... Поэтому хочется искренне поблагодарить самого достойного кандидата в номинации "Успех педагога" - Алексея Александровича - за его старания - они прошли и проходят не зря.
Помимо профессионализма хотелось бы поблагодарить Алексея Александровича за невероятно удобную и реально работающую возможность получить фидбэк в виде сообщений в ВКонтакте. Мало какой преподаватель в 3 часа ночи ответит на интересующий вопрос или посоветует литературу к реферату. Или результаты контрольной/экзамена в тот же день, при том что это не тест! Каждый год курс улучшается, благодаря отзывам прошлого года, и это прекрасно.
Очень рад, что мне предоставилась возможность взаимодействовать с Алексеем Александровичем и на 2 курсе в качестве учебного ассистента. Это очень улекательная и веселая работа с возможностью улучшить знания экономической истории, прокачать свой английский и еще просто получить удовольствие от общения с Алексеем Александровичем.
У русского курса Алексея Александровича есть, по моему мнению, все виды проверок знаний, которые могли бы быть: учитывается активность на семинарах (причем он старается опросить как можно больше студентов, а не зацикливаться на одних и тех же), есть мини-контрольные, которые помогают получить баллы, если вдруг стесняешься ответить, или не получилось полностью проявить себя, есть реферат, написать который качественно не так просто, есть контрольная, экзамен, дебаты, историческая игра - все вместе здорово помогает комплексно освоить историю и проникнуться ею.
Ежегодно у Алексея Александровича много желающих писать курсовые работы, и надо отметить, что он старается идти на встречу каждому своему студенту, вносит правки, старается помочь как можно быстрее и качественнее.
Знаю точно, что когда мне предложат выбрать лучшего преподавателя как выпускнику, то Алексея Александровича я выберу первым. Просто потому что было интересно, весело и полезно посещать его курс, просто потому что и раньше выбирала его лучшим преподавателем, просто за неравнодушие к каждому студенту и профессионализм.