Волков Олег Сергеевич, старший преподаватель школы лингвистики факультета гуманитарных наук
НОМИНАЦИЯ «УСПЕХ ПЕДАГОГА»
Номинируется за самоотверженную заботу о студентах Школы лингвистики на всём их образовательном пути
Кандидатуру предлагают: Юрий Ландер, доцент школы лингвистики; Иван Стенин, руководитель образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика»; Алексей Козлов, старший преподаватель школы лингвистики
В этом году четверокурсники школы лингвистики переживали свой обычный четверокурснический кризис: вера в себя немножко оскудевала, сил не хватало. Это обычная вещь — глухая пора листопада, расстраиваться не надо, этот кризис надо пережить, но в процессе переживания это очень тяжело. И вот Олег Сергеевич Волков написал им письмо.
Письмо имело невиданный — и немедленный — терапевтический эффект. Было видно, как четверокурсники обсуждают его в коридорах Вышки и в ленте твиттера. Со слезами радости. И это не случайно, потому что Олег Сергеевич один из главных людей, из-за которых у первокурсников любовь к лингвистике. Вне зависимости от того, чем человек будет заниматься дальше — автоматическим извлечением тональности, нейролингвистикой или ещё чем-нибудь.
Это дорогого стоит — и не так легко понять, что именно в преподавательской манере Олега Сергеевича привлекает к себе любовь пространства. Не только харизма. И не только то, что он однажды подарил всей группе на 8-е марта чупа-чупсы. Наверное, это прежде всего потрясающее умение отвергнуться себя: когда видишь, как Олег круглосуточно проверяет домашние работы и квизы, контролирует бесконечных переписывающих латынь студентов, понимаешь, сколько вообще из происходящего в Школе лингвистики держится на Олеге Волкове. (Иногда И. А. Зибер приоткрывает завесу того, сколько спит Олег Сергеевич, и мы предпочитаем не верить, потому что так мало человек спать не может.) И ещё умение любить каждого ученика. Поэтому так велика на парах Олега Сергеевича студенческая отдача, и поэтому после третьего курса, когда пары Олега заканчиваются, все так сильно по нему тоскуют.
А ещё Олег Сергеевич Волков — замечательный научный руководитель: очень заботливый и вместе с тем дающий своему руководимому максимум свободы. Очень поучительно смотреть на самый процесс работы Олега Сергеевича со студентами (и кто видел эти встречи, тот понимает, какое глубокое впечатление они оставляют в студенческой душе). Иногда, когда тебе сложно со своим собственным студентом, думаешь: а как бы поступил Олег Сергеевич? Работа с одним научным руководителем может быть интересна, с другим — полезна, а с Олегом это, по-видимому, счастье, и иногда жалеешь, что не родился на несколько лет позже, чтобы иметь возможность у него писать. Впрочем, почти так же поучительно и радостно рецензировать работы студентов Олега Волкова на конкурсах НИРС и защитах ВКР — они всегда глубокие и нешаблонные, то есть не обычной степени нешаблонности, а такой, что обязательно чему-то удивишься и на что-то с другого угла посмотришь.
Ещё есть чукотская экспедиция, где Олег — очень вдохновляющий пример полевой и неполевой работы. Очень важно, что мы стали ездить на Чукотку: важно для Вышки как радикальное расширение нашей экспедиционной географии и важно для чукотского языка, которым сейчас на самом деле занимается, не считая вышкинцев, два-три человека по всему миру — а ведь в нём осталось много неисследованного и непонятого. Можно надеяться, что благодаря Олегу Волкову (и второму руководителю чукотского проекта И. А. Стенину) этот проект вырастет в целый грамматический очерк.
Комментарии:
В какой момент Олег Сергеевич становится для студента особенным преподавателем: когда оказывается, что на втором занятии он уже запомнил имена всех студентов, когда угощает всех конфетами, яблоком, etc. или ещё в момент знакомства?
"Меня зовут Олег. Вот мой номер. Можете звонить по любому вопросу в любое время."
Второй год уже я пытаюсь разгадать стиль его преподавания, но навряд ли я найду ответы на эти вопросы. Ясно одно: ему доверяют, к нему прислушиваются, после его пар всегда вдохновляешься, открывается второе лингвистическое дыхание, его уважают, ценят и, конечно, любят. Думаю, так располагать к себе студентов -- определенно успех педагога.
Осмелиться описать Олега Сергеевича одним словом? Родной.
Ну и, конечно, первокурсники, которые выходят со своей первой пары с Олегом Сергеевичем и говорят что-то типа "У МЕНЯ ВЕДЁТ ИИСУС" - это бесценно.
Достаточно взглянуть на его дочь (у чукотских экспедиционеров этим летом был такой счастливый опыт), услышать, как Олег абсолютно на равных может говорить с ней и о карбюраторах, и о поэзии (а ей ещё нет и двух!).
Достаточно в любое произвольное мгновение дня и ночи взглянуть на самого Олега — с вероятностью 99 % он будет не щадя себя делать что-то ради студентов или других своих подопечных.
Достаточно любого из этих действий, чтобы понять, что это успех педагога, который заслуживает признания.
Олег Сергеевич -- это настоящая история успеха педагога. Он более чем заслуживает награды "Успех педагога" и общей любви всей Школы Лингвистики!
В начале второго курса у нас был (как и каждый семестр) выбор из трёх НИСов. Плохо помню, какие были другие два варианта, но третий назывался Типология Аспекта (тогда это название вселяло ужас непонимания), а вёл его Олег Сергеевич. И я выбрал его, не понимая наверняка, на что иду. И это было замечательным решением!
Сначала О. С. прочитал нам несколько лекций: пару общетеоретических (про акциональную классификацию Вендлера и про базовые грамматические аспектуальные противопоставления) и пару частноязыковых, про чукотский! А затем нам надо было сделать самостоятельные доклады про язык или группу языков. И мы с товарищем рассказывали про японский. Я про основные два "времени" (время они или аспект или что?), а он про "имперфективную конструкцию" -te iru. После доклада ко мне подошёл О. С. обсудить, а я сказал, что хочу писать у него курсовую, но не знаю про что (может быть, про японский?). А он сказал, что с этим -te iru что-то совсем непонятно. И вот я написал про него курсовую! И понял, что мой главный настоящий интерес — это аспект!
И всякий раз, когда у меня случались какие-то трудности или логические тупики в исследовании, и я уже было думал, что я-то в этой лингвистике совсем не к месту, я приходил к Олегу Сергеевичу, и он давал мне чёткие лаконичные инструкции и предлагал рассуждение (или сторону, в которую рассуждать). И тут же небо прояснялось, и я снова чувствовал, что мне очень интересно и важно, что я делаю! И, что самое главное, я понимал, что надо делать!
На третьем курсе неожиданно оказалось, что я буду писать про горномарийский и в значительно другом направлении, чем было на втором. Но Олег Сергеевич поддержал меня и в этот трудный момент и вновь оказался источником верных решений и точных советов! И в итоге всё получилось!
Мне сложно представить, как один человек за какие-нибудь 15 минут разговора может принести столько вдохновения, но каждый раз это чудо случается заново!