Макиннес Уильям Джозеф, доцент департамента психологиифакультета социальных наук
номинация «Успех педагога»
Номинируется за организацию исследовательских семинаров, мастер-классов, конференций.
Кандидатуру предлагают Мерзон Лия Александровна, стажер-исследователь, НУЛ моделирования зрительного восприятия и внимания Красовская Софья Валерьевна, стажер-исследователь, НУЛ моделирования зрительного восприятия и внимания Райнич Кристина Александровна, стажер-исследователь, НУЛ моделирования зрительного восприятия и внимания.
Из чего прежде всего складывается успех преподавателя и что он означает для него самого? На эти вопросы можно ответить, работая рядом и общаясь с Джозефом Макиннесом — профессором в департаменте психологии факультета социальных наук. Для всех его студентов и коллег — просто Джо.
Его с уверенностью можно охарактеризовать как версатильного человека. Он один из немногих специалистов, которые умеют ставить перед собой одновременно несколько важных задач и эффективно выполнять каждую из них, доводя дело до конца с неизменным успехом. Судите сами, Джо Маккинес — глава лаборатории, активно публикующийся ученый и прекрасный преподаватель в одном лице.
При этом можно на самом деле быть научным авторитетом, блестящим практиком, но не менее важно (и это дано далеко не каждому) уметь передавать свои знания в доступной и живой форме студентам бакалавриата и магистратуры. Причем, по самым разным и не похожим друг на друга дисциплинам. Например, «Theory and Methodology of Modern Psychology”, практический курс “Eye-tracking: методы и технологии”, факультативный курс “Computational Modelling”. Джо идет дальше рассказа о каких-то отдельных фактах, он объединяет их в общую картину, помогая студентам увидеть причинно-следственные связи, развить свое собственное умение анализировать материал и предлагать идеи.
То же самое с передачей практического опыта. Джо нацелен на успех и всегда готов уделить время каждому заинтересованному в знаниях студенту после занятий. Более того, он организовывает неофициальные занятия и практические семинары (в частности, курс программирования на языке Java), не жалея для этого личного времени. Джо сам тянется к тем, кому действительно нужны знания, и черпает в этом движении силы, которые конвертируются в ответную энергию. Такой вот вечный двигатель.
Также студенты смогли научиться у него созданию качественных постеров для конференций и успешной их защите. Для Джо не безразлична будущая судьба тех, с кем он работает, он помогает понять, куда его ученикам двигаться после окончания обучения. И вдохновленные его поддержкой выпускники, действительно, находят наиболее подходящие места в разных областях науки и индустрии. За примерами далеко ходить не надо. Так, выпусник магистратуры Кирилл Коротаев основал свой небольшой стартап (http://www.glazomer.com) по разработке доступного айтрекерного оборудования и программного обеспечения для него.
Дело в том, что у Джо Макиннеса богатый опыт сотрудничества с известными учеными в области исследований зрительного восприятия и внимания, такими как Рей Клайн, Дуглас Муньоз, Зиад Хафед, Эйлин Каулер и многими другими. И он знакомит с ними своих студентов, инициирует международные исследовательские проекты, делает все возможное для того, чтобы они могли получить исключительный опыт участия и презентации своих работ на международных конференциях. Это, например, позволило выпускнице магистратуры НИУ ВШЭ Татьяне Малевич стать аспирантом Тюбингенского университета и работать в лаборатории Зиада Хафеда — одного из ведущих международных исследователей зрительной системы.
За шесть лет своего пребывания в России Джо успешно проводил лекции и семинары как по психологии, так и по компьютерным наукам, обучал студентов базовым навыкам работы с айтрекерным оборудованием, руководил выпускными квалификационными работами, был основателем и руководителем НУГ "Внимание, вычислительные модели и движения глаз" и в настоящий момент является руководителем НУЛ Моделирования зрительного восприятия и внимания. Под его руководством в октябре 2018 года был организован продвинутый мастер-класс по айтрекингу, в рамках которого у его студентов была возможность получить бесценный опыт чтения лекций и проведения практических семинаров.
Более того, студенты Джо участвуют в стажировках в партнерских университетах. Например, аспирантка Лия Мерзон проходит стажировку в Университете Аалто в Финляндии, а аспирантка Софья Красовская, вернувшись после короткой стажировки, ожидает подписания контракта между НИУ ВШЭ и Университетом Исландии по участию в программе двойного диплома. Это еще раз доказывает, что успех преподавателя основываются на его успешных учениках.
А к ним он умеет «подбирать ключ» не только в учебных аудиториях и лабораториях, ему присущи открытость, командный дух, способность вдохновлять и вести за собой других. Во вне университетской жизни он раскрывается с еще одной интересной и привлекательной стороны. Являясь сторонником активного отдыха, большим любителем мотоциклов, Джо организовывает выходы с членами коллектива лаборатории на спортивные и культурные события. Поэтому студенты видят в нем не просто преподавателя, талантливого ученого, но и живого человека, наставника, друга.
Вот в чем заключаются секреты «лаборатории успеха» Джозефа Макиннеса. И это дает серьезные основания нам, его студентам и сотрудникам лаборатории моделирования зрительного восприятия и внимания, выдвинуть его кандидатуру на номинацию “Успех педагога”.