• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Старовойтенко Елена Борисовна, профессор, заведующая кафедрой психологии личности факультета социальных наук (Москва)

НОМИНАЦИЯ «Достижение в науке»

Старовойтенко Елена Борисовна

Номинируется за выдающиеся результаты в развитии современной психологии личности и создание научной школы персонологии

Кандидатуру предлагают: Петровский Вадим Артурович, ординарный профессор НИУ ВШЭ, профессор кафедры психологии личности; Исаева Анастасия Николаевна, заместитель руководителя Департамента психологии, старший преподаватель кафедры психологии личности; Шмелев Илья Михайлович, старший преподаватель кафедры психологии личности; Станковская Елена Борисовна, академический руководитель магистерской программы "Консультативная психология. Персонология", доцент кафедры психологии личности

Елена Борисовна Старовойтенко – доктор психологических наук, дважды в звании профессора (Украина и Россия), с 2002 г. работает в НИУ ВШЭ в должности профессора, с 2009 г. является заведующей кафедрой психологии личности. За время работы в НИУ ВШЭ выпустила более 50 научных публикаций, получила 9 грантов Научного Фонда НИУ ВШЭ и Министерства образования и науки РФ. Выдвигается за вклад в создание научной школы персонологии и выдающиеся результаты в развитии методологии психологии личности.

Елена Борисовна является одним из создателей нового междисциплинарного направления современной психологии личности – персонологии. Ей принадлежит разработка таких интегральных парадигм персонологии как парадигма жизненных отношений, парадигма жизни и культурная парадигма. Построенные ею модели жизненных отношений получили широкое признание в академическом сообществе и горячо любимы ее учениками и студентами. Транспонированная в психологию философская категория «жизни» открыла в психологии личности горизонт совершенно новых проблем (например, проблемы способов осуществления жизни, связей личности с жизнью, проблема «Я» в жизненном генезе), а также дала возможность по-новому взглянуть на устоявшиеся в психологии проблемы времени жизни и жизненных противоречий. Совершенно особенное место в персонологии занимает развиваемая Е.Б. Старовойтенко культурная парадигма. В ее основе лежит идея о том, что культура (ее тексты, образы, сюжеты) содержит ценное знание о личности и психических процессах, избыточное по отношению к классической психологии, отсутствующее в психологии и не рождающееся из самой психологии. Однако экспликация этого знания из культурных источников является проблемной и требует особой методологии. Елена Борисовна разрабатывает метод психологической герменевтики текста, который решает эту проблему и позволяет строить культурно-психологические модели личности и личностных феноменов.

Елена Борисовна совершила значительный вклад в развитие метода моделирования в психологии личности.

Ее разработки теоретико-методологического моделирования позволяют исследователям преодолевать такие методологические проблемы психологии как слабая согласованность гуманитарного знания о личности; проблема «реферативного стиля» в академическом тексте, подменяющего подлинное теоретическое исследование; проблема теоретической обоснованности и валидности в разработке исследовательских опросников; «возвращение» результатов исследования в широкий академический контекст и их мета-интерпретация; применение сугубо теоретических знаний в консультативной практике. Данный метод получил широкое распространение в построении психологических исследований.

Разработанный Еленой Борисовной метод моделирования рефлексии, во-первых, открывает принципиально новые исследовательские возможности – на место данных самоотчетов респондентов приходят уникальные результаты «рефлексивной мысли о себе», достигаемые особой технологией постановки «проникающего» вопроса. Эти результаты содержат объемное и живое знание о предмете исследования, которое в свою очередь извлекается посредством строгих, безупречно выстроенных процедур. Во-вторых, данный метод становится точкой отсчета для нового поколения рефлексивных практик, которые конструируются на основе как теоретических моделей, так и великих текстов культуры. Е.Б. Старовойтенко показывает, как из известных текстов самопознания (к примеру, Л. Толстого или Н. Бердяева) извлекаются индивидуальные способы обращения личности к себе и формулируются в виде рефлексивных вопросов. Подобная модель открывает возможность помыслить о себе так, как это делали авторы европейской культуры. Освоение в практике приемов самообращения гениев развивает мощную творческую рефлексию, обеспечивающую качественно иной уровень психической и деятельной жизни. Метод моделирования рефлексии, предлагаемый Е.Б. Старовойтенко, является инновационным в психологии.

Результаты этих исследований раскрываются в серии индивидуальных монографий: «Современная психология: формы интеллектуальной жизни» (2001), «Психология личности в парадигме жизненных отношений» (2004), «Культурная психология личности» (2007), «Персонология: жизнь личности в культуре» (2015). А также в коллективных монографиях и нескольких десятках статей, опубликованных в ведущих научных журналах.

За последние 5 лет Еленой Борисовной опубликованы 26 печатных работ, включая статьи в журналах, индексируемых в WOS и Scopus.

Мы – ее ближайшие коллеги и ученики – полагаем, что Елена Борисовна Старовойтенко является блестящим ученым, и выдвигаем ее на премию «Золотая Вышка» в номинации «Достижение в науке».

 

Комментарии:

25 ноября 2017 14:25
Пользователь портала
Занятия у Елены Борисовны в бакалавриате, магистратуре, а теперь и в аспирантуре - это всегда настоящая драгоценность! Их невозможно поделить на лекции или семинары, поскольку в любом формате Елене Борисовне удается создать живой диалог со студентом, при этом это диалог - уважительный и на равных - как с коллегами, ценность взглядов которых также в приоритетах преподавателя. И этот персональный, уважительный, открытый и признающий подход к студентам, на мой взгляд, отражает особенности персонологического подхода, предложенного и развиваемого в психологии Еленой Борисовной. Персонология - это взгляд на Человека как на многогранную Личность, способную к Жизни, воплощающую Жизнь в себе, в том, что вокруг себя создает, и в чем участвует, вдохновляющую и вдохновленную. Взаимодействуя с Еленой Борисовной, "прикасаясь" к ее научным взглядам, работам, предложенному подходу, чувствуешь этот персонологический взгляд, чувствуешь тепло и поддержку на собственном научном пути.

 
24 ноября 2017 16:58
Пользователь портала
Я учился у Елены Борисовны в магистратуре (программа "Персонология и Экзистенциальная психотерапия", в настоящее время преобразована в "Консультативная психология. Персонология") и сейчас продолжаю обучение в рамках аспирантуры на НИСах по психологии личности и просто в свободном формате аспирантского взаимодействия. Большая благодарности Елене Борисовне за научное вдохновение. Занятия с Еленой Борисовной это увлекательное путешествие в поисках понимания личности в разных культурных, временных, жизненных пространствах. В научной работе с Еленой Борисовной идеалы науки и ценности учёного становятся живыми, личными и к ним хочется стремиться. Научное творчество, душевное тепло, поддержка в научном и личностном росте, это то, что чувствуется в обучении у Елены Борисовны.

 
23 ноября 2017 00:53
Пользователь портала
Как выпускница первого набора студентов факультета психологии, я помню свое первое знакомство с Еленой Борисовной еще в далеком 2002 году... Уже с первых минут нашего занятия благодаря Елене Борисовне мне стало понятно, что психология - крайне многогранная наука и в ней есть место философии, культуре, литературе, антропологии, что так искусно и умело переплетается Еленой Борисовной в ее теориях, книгах и статьях. Елена Борисовна - крайне отзывчивый, добрый, чуткий, понимающий, тактичный и открытый человек, горячо любимый студентами, а главное, прививающий им любовь к психологии!

 
22 ноября 2017 16:41
Пользователь портала
Мне очень импонируют положения концепции жизненных отношений личности Е. Б. Старовойтенко. Елена Борисовна не только талантливый ученый, психолог и педагог, но и прекрасный человек. Поражает ее изысканность и деликатность в решении любых вопросов. Ею проделан большой путь к созданию новой научной школы, которая является визитной карточкой кафедры психологии личности НИУ ВШЭ. Результаты ее научной деятельности закреплены не только во многочисленных публикациях, но и в работах ее учеников и последователей.

 
21 ноября 2017 18:12
Пользователь портала
Е.Б. Старовойтенко - представитель отечественной школы психологии С. Л. Рубинштейна, непосредственная ученица К.А. Абульхановой. Всю свою жизнь она предана научным традициям, заданным этими выдающимися психологами. Сама Елена Борисовна - поразительно эрудированный и глубокий психолог, творчески синтезирующая в своих исследованиях феномены культуры, науки и практики. Вызывает особенное восхищение ее научная продуктивность. Идея персонологии, как современного подхода к изучению человека и личности, развиваемая Е.Б. Старовойтенко, является современным ответом на вызовы , стоящие перед современной психологией личности.

 
21 ноября 2017 11:51
Пользователь портала
Елена Борисовна Старовойтенко – интересный и глубокий автор, дающий в своих работах синтез представлений о личности, развиваемых в разные исторические периоды и в разных подходах, включая современность. Научная коммуникация с ней – в тексте или в живой дискуссии – всегда интересна и эвристична. Создаваемая Еленой Борисовной Старовойтенко научная школа – особая грань взаимодействия психологии, культурологии, истории и философии.

 
20 ноября 2017 15:09
Пользователь портала
Елена Борисовна является достойным кандидатом, т.к. уже в течение многих лет активно развивает научную школу персонологии. За последние годы как в вышкинском журнале по психологии, так и в других отечественных и зарубежных журналах ей были опубликованы многочисленные статьи, раскрывающие сущность основанного ей и её коллегами научного направления и предлагающие различные формы воплощения теоретических постулатов этого направления в практику психологического консультирования. Кроме этого, основные положения персонологии как науки о человеке она реализует и в практике своей собственной жизни, являясь очень добрым, отзывчивым и светлым человеком.

 
Показать все комментарии (+5)