Виняр Алексей Игоревич, Факультет гуманитарных наук (Москва)
НОМИНАЦИЯ «СЕРЕБРЯНЫЙ ПТЕНЕЦ»
3-й курс бакалавриатa
Лёша — один из самых удивительных студентов, с которыми я имел дело. Глубиной и шириной своих академических интересов он поражает меня с первого курса обучения в университете. Причём за что бы Лёша ни брался, всё он делает вдумчиво и основательно — и всегда получает результат.
Лёша участвовал в двух лингвистических экспедициях в село Михалёвское Архангельской области — и по их итогам, помимо прочего, написал в соавторстве с Катей Герасименко статью, которая принесла им победу на конкурсе НИРС 2015. После архангельских экспедиций Лёша выступал на международных конференциях — в ИРЯ РАН, в Европейском университете в Санкт-Петербурге.
Лёша с 2015 года является стажёром Лаборатории языков Кавказа и успешно справляется с любой работой.
В 2016 году Лёша участвовал в первой коллективной лингвистической экспедиции по изучению чукотского языка — и в итоге оказался одним из ключевых участников экспедиции. За три месяца, прошедшие с её окончания, Лёша успел поучаствовать в двух международных конференциях и подготовить к печати две статьи с чукотским материалом.
Основные Лёшины интересы в лингвистике связаны с глагольной инкорпорацией — явлением, встречающемся в некотором количестве очень мало описанных языков. Многие серьёзные учёные пасуют перед этой темой — чтобы её исследовать, нужно долго искать редчайшую литературу, очень кропотливо её изучать… Я хорошо помню Лёшину первую курсовую на эту тему — увесистый талмуд на 150 очень концентрированных страниц, содержащих множество ценных наблюдений и небанальных открытий (за эту курсовую он в итоге получил особую премию Школы лингвистики). Такая основательность, дотошность и аккуратность свойственны Лёше во всём. Такое впечатление, что он никогда не отдыхает — пространные письма с вопросами и соображениями от него приходят круглосуточно.
Успевает Лёша очень много. Два года он является ассистентом по нескольким моим предметам —и я не представляю, как жил бы без его помощи. Лёша участвовал в проекте Вышка Light с открытой лекцией, два раза участвовал в вышкинской конференции ConCorT. Я часто обращаюсь к Лёше за помощью по некоторым лингвистическим вопросам — несмотря на то, что Лёша учится на третьем курсе, я безусловно считаю его специалистом в своей области. Мне кажется, что Лёша без всяких сомнений достоин быть серебряным птенцом.
Комментарии:
Вскоре мы стали вместе готовиться к экспедиции в рамках чукотского семинара — и оказалось, что Лёша любит размышлять над разными научными вопросами и имеет, что называется, научную хватку. Когда в июне, накануне чукотской экспедиции, я увидел его первую курсовую, этот «увесистый талмуд», как совершенно точно выразился Олег, стало очевидно, что и необходимый багаж знаний Лёша успел каким-то удивительным образом приобрести, причём, по-видимому, во многом независимо от своих учителей.
В экспедиции он поступил, как наученный долгим опытом мудрец, — выбрал одну наименее изученную в рамках данной области проблему и изучил её вдоль и поперёк, открыв много интересных вещей на стыке синтаксиса и семантики, на которые просто не обращали внимания другие исследователи. Совершенно очевидно, что Лёша не просто серебряный и уже давно не птенец.
И вот в этой бороде водится много умных мыслей. Я только сейчас понял - они у Леши в бороде, как сила у Самсона в волосах. Когда он думает над каверзным вопросом, он начинает возиться со своей бородой. (Никакой антисанитарии, не подумайте.) Не верю я в мудрость юных, не бреющих бороды. Это моя личная проблема; и вот мне господь помог, чтобы я Лешу серьезнее воспринимал.
Леша умен. Это стало ясно почти сразу. Прямо скажем, он не пытался это скрыть. Из его курсовой второго курса я отчасти задумал новый курс лекций, или его фрагмент. Я даже не думал о том, что на этот предмет в чукотском языке (с которым я вообще говоря сталкивался тогда, когда Леша в младших классах учился) можно посмотреть с такой точки зрения.
Леша совсем другой, совсем. Ну что вы хотите - Питер не Москва. Богатыри не мы. Но почему-то с ним уютно. Игры в экспедиции, крепкий чай в поезде, проверка контрольных у первокурсников. И еще весело. "Мама, я нарушил принцип Звики."
Леша, кстати, как он там? Горячий ему привет.