Басангова Гиляна Михайловна, факультет гуманитарных наук (Москва)
Номинация «Серебряный птенец»
аспирант, аспирантская школа по философским наукам
Я знаю Гиляну Басангову уже семь лет, сначала как научный руководитель курсовой работы и диплома на отделении культурологии НИУ ВШЭ, затем — наблюдая за ней, как за слушателем первого набора магистерской программы МВШСЭН «Public history. Историческое знание в современном обществе», которую она успешно закончила в 2013 году, затем уже — как аспиранта по философским наукам НИУ ВШЭ, участника проектного семинара Школы культурологии «Музей хрущевки», которым я руковожу, а теперь — и как моего учебного ассистента по курсу «Культура повседневности».
Научная траектория Гиляны Басанговой может, на первой взгляд показаться не совсем обычной. На третьем курсе Гиляна писала работу, посвященную динамике представлений о повседневной культуре коммунизма в произведениях Н. Носова о Незнайке. В дипломной работе: «Модель формирования взрослого мира у подростков 1960-х гг. в произведениях А. Рыбакова «Приключения Кроша» и «Каникулы Кроша» студентка попыталась выявить специфические особенности социализации подростков в эпоху «Оттепели».
На 4 курсе Гиляна участвовала в конференции «СССР. Жизнь после смерти», которая проводилась в Вышке в 2011 году, а ее статья «Психология советского покупателя», написанная на основе доклада, в числе лучших, была отобрана для публикации в одноименном сборнике, изданном в Издательском доме ВШЭ в 2012 году.
В магистратуре Шанинки Гиляна занималась историей депортации калмыков в 1943-56 гг., отраженной в семейной памяти, в частности, в истории ее собственной семьи. Про словам рецензента диссертации, профессора МВШСЭН и Оксфордского университета, А.Л. Зорина, данная тема является по-своему уникальной, так как в научной литературе имеется очень мало исследований по семейной памяти, касающейся депортации. «Я был под впечатлением от серьезности и зрелости работы, — пишет Зорин. — Пользуясь методами устной истории, Басангова собрала ряд свидетельских рассказов об обстоятельствах депортации и реакции на них в калмыцких семьях. Ей удалось создать значимую и стереоскопическую картину национальной трагедии». Переводы из калмыцкого фольклора, осуществленные автором, впервые зазвучали в диссертации на русском языке.
Статья Гиляны Басанговой «Улан вагон: депортация калмыков 1943-1956 гг. в воспоминаниях участников событий» была опубликована в сборнике «Векторы развития России» Издательским домом «Дело» в 2013 году.
И все же Гиляна вернулась в alma-mater, поступила в аспирантуру по философским наукам, где занимается под руководством В.А. Куренного проблемами послевоенной советской философии и теории культуры.
Но не оставила она и интереса к периоду «оттепели» — работала над концепцией нашего «Музея хрущевки», изучала опыт других музеев похожей направленности, в том числе и зарубежных, готовила аналитические записки по советскому индустриальному домостроению 1960-х, записывала видеоинтервью с Владимиром Паперным, участвовала во встречах с архитекторами, музейными работниками и чиновниками.
Почему Гиляна — птенец?
Она — человек верный нашей Школе. Я знаю, что все задания, которые она получает, будут сделаны не только тщательно, но и нетривиально. Она дисциплинирована, но и самостоятельна, как исследователь, и если она в чем-то уверена, то будет стоять на своем. Теперь Гиляна стала моим учебным ассистентом, и, надеюсь, студенты многому научатся у Гиляны.
Комментарии:
Гиляна – трудолюбивый и увлеченный своим делом исследователь, работающий с очень важными темами, в том числе с темой советской повседневности и историей депортации калмыков. Это очень острые темы, и работа с ними требует от ученого научной строгости, объективности, ответственности и гибкости ума, а так же человечности и способности сопереживать. И Гиляна обладает всеми этими профессиональными и личностными компетенциями. Ее подход отличают высокий профессионализм и бережное отношение к людям и темам, с которыми она работает. Память о таких важнейших вещах необходимо должна быть сохранена, и я был бы рад знать, что Высшая школа экономики поддерживает проекты и людей, которые этим занимаются.
Мы с Гиляной бок о бок прошли Летнюю школу Русского репортера, и я могу с уверенностью сказать, что она – редкий человек, в котором высокая мотивация к академическим достижениям является продолжением ее человеческих качеств.
От души поддерживаю кандидатуру Гиляны!
Вектор научных исследований Гиляны направлен на исследование «советского» как гетерогенного феномена, включающего в себя как теоретические формации – на примере послевоенных дискуссий о философии культуры, советской подростковой «дидактической» литературы, и устно передаваемой семейной памяти о трагедии депортации калмыков) – так и практическое измерение повседневной жизни и быта «человека советского», с чем связана работа Гиляны в проекте «Музей хрущевки». На мой взгляд, этот вектор является крайне важным с той точки зрения, что он намеревается развенчать распространенные клише и стереотипы о различных измерениях советской жизни, зачастую вольно или невольно воспроизводимые как в расхожих повседневных разговорах об СССР, так и в научно респектабельной «советологии».
Хотелось бы отметить, что Гиляна – трудолюбивый, ответственный человек, любящий собственную работу и действительно готовый вкладывать в нее максимум времени, стараний и сил. Более того, отмечу, что помимо академической и организационной деятельности Гиляна успевает заниматься еще и спортом.
Всецело поддерживаю кандидатуру Гиляны на конкурсе «Серебряный птенец» и желаю успехов и свершений!
Очень рада была узнать, что Гиляна номинирована на конкурс "Серебряный птенец". Это человек, которого хочется поддержать, поскольку она невероятно трудолюбива и действительно любит то, что делает, вдохновлена темой своего исследования. Школа культурологии, а теперь и Аспирантская школа по философским наукам, является большой и важной частью жизни Гиляны, в которую она вкладывает много времени, стараний и сил, и я уверена, что для Гиляны подобное признание будет большой ответственностью, и потому мощной мотивацией для дальнейшей продуктивной и впечатляющей работы - как исследовательской, так и административной.
Адресую Гиляне свои искренние пожелания удачи и победы в этом конкурсе!
Ее работы представляют несомненный интерес, кроме того, они прекрасно написаны. Я бы так же хотел отметить ее участие в проектах Ирины Викторовны Глущенко, таких как "Музей хрущевки" и многих прочих, чрезвычайно успешных и находящих отклик у студентов.
С нетерпением ждем диссертации!
Выдвижение кандидатуры Гиляны в номинации "Серебряный птенец" Ириной Викторовной Глущенко подчеркивает, как высоко оценивают работу Гиляны те, кто работал и продолжает сотрудничать с ней в исследовательских и прикладных культурных проектах. Я не раз видела, как Гиляна помогает Ирине Викторовне в реализации проектных идей и продвижении проекта "Музей хрущевки" или организует работу проектного семинара (в прошлом году студенты благодаря Гиляне попали на экскурсию в Музей советских игровых автоматов). Иметь коллегу, которой можно доверить решение сложных организационных и исследовательских задач, — большая удача.
Недавно Гиляна начала работать в отделе сопровождения учебного процесса в бакалавриате по направлению "Философия". Хотя меня работа этого подразделения Вышки пока не касается, я рада пополнению административных рядов выпускниками Школы культурологии. Теперь в коридорах Вышки я могу чаще встречать Гиляну, болтать с ней о чем-то веселом и интересном, что поддерживает силы в рабочие будни :)
С удовольствием поддерживаю выдвижение Гиляны в номинации "Серебряный птенец" и желаю ей удачи в реализации всех задуманных проектов!