Зинченко Анастасия Андреевна, Факультет гуманитарных наук (Москва)
НОМИНАЦИЯ «СЕРЕБРЯНЫЙ ПТЕНЕЦ»
4-й курс бакалавриата, программа «Филология»
Кандидатуру предлагают: Пенская Елена Наумовна, ординарный профессор, руководитель департамента общей и прикладной филологии; Павловец Михаил Георгиевич, доцент, заместитель руководителя департамента общей и прикладной филологии; Абелюк Евгения Семеновна, руководитель магистерской программы «Современная филология в преподавании литературы в школе», заведующая проектной лабораторией по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.
А в облаках летят, летят,
летят во все концы,
а в небесах свистят, свистят
подросшие птенцы...
Так и Анастасия Зинченко, Настя. Не успели оглянуться, как совсем еще недавняя первокурсница стала одним из главных действующих лиц, нередко вдохновительницей, мотором многих наших филологических начинаний. Настя поступила в НИУ ВШЭ в 2016 году. Я знаю ее четыре года, а кажется очень давно, потому что без ее участия уже не представляю ряд важных дел, завершенных и намеченных в будущем. С первого курса Настя пришла к нам в научные семинары «Литература и театр» (1 год), «Язык драмы» (2-4 гг). Она не просто академически выросла за это время , став перспективным исследователем, но и сумела создать творческую среду вокруг семинаров и наших проектов, притягательную и плодотворную атмосферу для студентов и преподавателей. Это наши выездные практики «Археология театра», школы, это расширение наших российских и зарубежных профессиональных сетей. Настя — мой ассистент в течение нескольких лет и квалифицированный «редактор»/эксперт, с которым я и мои коллеги консультируемся, прежде чем апробировать какой-либо экспериментальный сюжет в нашей работе со студентами.
Доклады Анастасии в конференциях 2018-2019 гг. неизменно отмечались организаторами. Так, наиболее успешными за последнее время были выступления на XXV международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», секция «Филология» (МГУ им.М.В.Ломоносова); на международной научной конференции «Куклы, автоматы, роботы: искусственное тело в мировой интеллектуальной и художественной культуре (к 200-летию здания романа «Франкенштейн, или современный Прометей» Мэри Шелли)» (ИМЛИ РАН -НИУ ВШЭ); II международной научно-практической конференции молодых ученых «INITIUM. Художественная литература: опыт современного прочтения; VIII конференции молодых исследователей «Текстология и историко-литературный процесс (Екатеринбург: Уральский федеральный университет).
У Насти появились и первые удачные публикации. Представленные результаты ее исследований отмечены в научной среде.
Зинченко А. Полемика вокруг скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья».Споры об искусстве // Метаморфозис [студенческий научный журнал]. 2019. Т.3. № 2.
Зинченко А. Актер как читатель драматического произведения. Образ Бени Крика в пьесе И. Бабеля «Закат» сквозь исполнительскую рецепцию И. Берсенева // INITIUM. Художественная литература: опыт современного прочтения. Екатеринбург: Уральский федеральный университет первого Президента России Б.Н. Ельцина. 2019. С. 103-107.
Настя ярко и продуктивно участвует в проектах лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. (Создание онлайн-архива редких материалов, статей, интервью, воспоминаний), в Мандельштамовском Центре
Метафора «человек-оркестр» характеризует человека, умеющего играть на разных музыкальных инструментах. Настя — «человек-проект». Ее вклад в такие проекты 2017-2019 гг как «О. Мандельштам в периодических изданиях 1910-1930 гг.», «Электронный театральный навигатор», душой которого она была в прошлом году и создала интересный цифровой продукт (курировала работу сайта, собирала, редактировала и публиковала материалы, развивала идеи. Данный сайт разрабатывается в рамках работы научно-исследовательского семинара «Язык драмы» (2-4 курс) ОП «Филология»/ факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ); Научный проект: Ранняя русская кино-проза.
Кроме того, Анастасия Зинченко увлеченно работает со школьниками. Участвуя в образовательных проектах «Летняя школа», мастерская «Образование» ( модули «Альтернативный урок» и «Как разрабатывать игры, которые учат»), она проводит познавательные экскурсии, готовит школьников к участию в олимпиадах по литературе (ее подопечные занимают призовые места).
Трудно переоценить сейчас работу Анастасии Зинченко в обновленной Московской команде «Тотального диктанта» в 2018-2019 гг. Она успешно справилась с обязанностями, которые под силу выполнить нескольким сотрудникам (непосредственное взаимодействие с партнерами, организация пространства штаба, решение деловых и организационных вопросов).
Невозможно представить, что у Анастасии хватает времени и сил на волонтерскую работу. В Фонде «Подари жизнь» и Заповеднике «Пушкинские горы» с благодарностью и восхищением отзываются о Насте.
Многим студентам Настя помогала как куратор. Это она объясняла «правила жизни», была опекуном, связным, координатором, создавая для новичков-первокурсников необходимые мосты между вчерашним школьным и новым университетским миром.
А еще Настя в этом году стала победителем стипендиального конкурса Оксфордского Российского фонда для студентов бакалавриата на 2019-2020 учебный год.
Награда «Серебряный птенец», нам кажется, может стать достойной кульминацией в этом перечне достижений очень способного человека. Внутренний огонь, и успешная многофункциональность Анастасии Зинченко обязательно будут полезны Вышке.
Комментарии:
Настя занимает активную позицию в жизни. Ей не все равно. Именно поэтому она заслуживает звание “Серебряного птенца”.
Настя заботливо относилась к нам: когда-то отпустит пораньше, видя, как мы утомились, когда-то соберет в кучку и настойчиво скажет слушать и внимать, потому что это важно. Она не только ответственно подходила к каждому занятию и старалась в нас вложить максимум знаний, но и стремилась делать каждую лекцию увлекательной. Даже анализ текста, во многом механический процесс, Настя превращала в бойкий коллективный «мозговой штурм».
После выездной школы Настя готовила меня к олимпиадам. Кажется, именно после этих занятий я очаровалась литературой. Кроме того, благодаря объемным домашним заданиям и интенсивному обучению у Насти я стала больше ценить образовательный процесс, стала усидчивее и терпеливее. А это те самые soft skills, которые необходимы каждому. Результат - успешное написание «Ломоносова» и «Высшей пробы» по филологии.
Настя не только большой профессионал в своей области, но и замечательный человек. В период поступления она, как никто другой, поддерживала меня, настраивала и в дальнейшем помогала с апелляцией. К слову, во многом благодаря советам Насти я выбрала Вышку. Теперь настала очередь Вышки выбрать ее.