• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алексеев Владимир Иванович, учитель истории русской литературы Школы № 2107 Распределенного лицея ВШЭ

НОМИНАЦИЯ «Успех учителя»

Алексеев Владимир Иванович

Номинируется за профессионализм, любовь к своему делу, безграничное творчество

Кандидатуру предлагают: Калашников Сергей Павлович, директор дирекции общего образования НИУ ВШЭ; Борисова Людмила Александровна, Распределенный лицей НИУ ВШЭ, руководитель проекта; Лукашук Олеся Николаевна, директор ГБОУ Школы № 2107; Дербишева Екатерина Николаевна, заместитель директора по качеству образования, ГБОУ Школа № 2107

Владимир Иванович Алексеев – педагог и ученый, филолог-русист гармонично соединяющий в своей работе педагогическое и исследовательское начала. Как ученый Владимир Иванович занимается такой областью знания о языке как ономастика. На эту тему он написал более десятка научных работ на русском, немецком и английском языках, публиковавшихся как в российских научных специализированных изданиях, так и зарубежных. Он выступал на научных конференциях в Колумбийском университете В Нью-Йорке и Ягеллонском университете в Кракове, в Московском институте языкознания РАН и Московском лингвистическом университете, а также в университетах Сибиу (Румыния), Кордовы (Испания), Зальцбурга (Австрия).

В литературоведении Владимир Иванович занимается философскими и религиозными аспектами творчества Ф.М. Достоевского, а также литературы Серебряного века. Этим темам он посвятил свою научную диссертацию «Эсхатология культуры в произведениях российских религиозных мыслителей конца XIX - начала XX века», которая была опубликована им в виде научной монографии на польском языке.

В классах школы 2107 Распределенного лицея ВШЭ Владимир Иванович Алексеев ведет занятия по истории русской литературы XIX-го и XX-го веков, а также занятия по современной англоязычной литературе на английском языке.  Глубокое знание философского и культурного фона эпохи позволяет Владимиру Ивановичу на своих уроках заниматься анализом художественных тестов таким образом, чтобы ученики увидели произведение с необычной стороны. Раскрывая детям законы, по которым создано то или иное произведение, Владимир Иванович преследует несколько целей, которые, по его словам, должен ставить перед собой каждый преподаватель литературы:

«- Изучение литературы отличается от других отраслей научного знания. Если в других дисциплинах объект и субъект исследования автономны, то при изучении произведения литературы предмет исследования непосредственно влияет на исследователя изменяя и преображая его. Другими словами, сам процесс изучения литературного произведения (даже просто чтение художественной книги) изменяет внутренний мир ученика, формирует его систему нравственных ценностей, отношение к миру, формирует его как личность».

- «Таким образом, изучение литературы не должно сводиться к запоминанию сюжетов или заучиванию устаревших мнений критиков прошлого. Ребенок знакомится с произведением здесь и сейчас и, следовательно, он – единственный критик и судья, его мнение первостепенно. Преподаватель может дать ему какой-то объем дополнительной информации, спровоцировать процесс мышления. Но думать ребенок должен сам. Научить ребенка мыслить, причем мыслить критически, а затем аргументированно высказывать обретенную мысль – важнейшее задание уроков литературы».

Свои педагогические принципы В.И. Алексеев успешно воплощает на практике. Его любимая поговорка - «Учиться должно быть весело!» Поэтому нередко ученики на его занятиях сами готовят и ведут уроки, в дискуссионной форме и аргументированно сами оценивают успехи друг друга, тем самым научаясь культуре диалога и умению отстаивать свое мнение.

В художественной литературе Владимир Иванович видит не просто учебный предмет или развлечение, но способ постижения мира, способ, который должен полюбиться ученикам и, по возможности, любовь к чтению художественных текстов останется для них любимым занятием на многие годы, лучше – навсегда.