Иванова Олимпиада Федоровна, заведующая кафедрой иностранных языков Лицея НИУ ВШЭ, доцент кафедры иностранных языков Департамента иностранных языков НИУ ВШЭ (Москва)
НОМИНАЦИЯ «Успех учителя»
Номинируется за любовь к профессии и выдающиеся результаты работы
В чем заключается успех учителя? В первую очередь, это успехи его учеников: выигранные олимпиады и конкурсы, высокие баллы ЕГЭ, поступление в лучшие ВУЗы страны и мира, горящие глаза и неподдельный интерес к предмету.
Олимпиада Федоровна Иванова, преподаватель английского языка Лицея НИУ ВШЭ, безусловно, имеет в своем активе все вышеперечисленные достижения: победителей и призеров Всероссийской Олимпиады школьников, Высшей пробы и других олимпиад, высочайшие результаты лицеистов на ЕГЭ (в 2016/17 году средний балл - 98 из 100), ученики Олимпиады Федоровны- студенты Вышки, Лондонской школы экономики, Сеульского университета и многих других.
Уроки, проводимые Олимпиадой Федоровной, это настоящие мастер - классы. Всегда собранная, структурированная, доброжелательная и спокойная, Олимпиада Федоровна способна найти подход к любому. Не обязательно ученики станут будущими лингвистами, иностранный язык давно уже стал жизненной необходимостью для амбициозных выпускников нашего Лицея.
Нельзя не отметить высочайший уровень компетентности и владения языком. Олимпиада Федоровна - один из авторов первого учебного пособия, выпущенного в Лицее, Think and Practice, для старшеклассников продвинутого уровня С1, нацеленного на " умную», без натаскивания, подготовку к ЕГЭ.
Олимпиада Федоровна работает в Лицее со дня основания, три года назад возглавила Кафедру иностранных языков, руководит коллективом более 40 человек, составляет учебные программы, материалы текущего и итогового контроля, вступительных экзаменов. Но эта работа, безусловно кропотливая и нужная, обычно остается за кадром. Главное - Олимпиада Федоровна стала "знаковым" преподавателем Лицея, хорошо известным каждому лицеисту. Это и есть успех Учителя!
Комментарии:
Олимпиада Федоровна - прекрасный человек и преподаватель, благодаря которому уровень владения английским заметно возрос у всей группы. До сих пор мне представляется практически невозможным построить образовательный процесс так, чтобы все ученики в группе имели возможность говорить и практиковать навыки устного общения. Тем не менее, у Олимпиады Федоровны это прекрасно получалось: абсолютно всем студентам уделялось внимания и исправлялись их ошибки. На уроках все мы говорили только на английском. Честно говоря, я никогда бы не поверила, что групповые занятия можно проводить настолько эффективно.
Не могу не отметить еще одну прекрасную черту Олимпиады Федоровны: она умеет сочетать преподавательскую строгость с человечностью, чем вызывала уважение абсолютно у всех в группе, и она отвечала нам таким же отношением. Да, задания были трудные, и к урокам надо было долго готовиться, но как же можно рассчитывать на успех, если не прикладывать усилий? Тем более, что Олимпиада Федоровна и сама всегда тщательно планировала наши занятия.
Отдельно хотелось бы сказать о проблеме подготовки к ЕГЭ. Среди некоторых преподавателей Лицея бытует мнение, что подготовка к ЕГЭ - не то, чем следует заниматься на уроках. Правильно это или нет - противоречивый вопрос. Но Олимпиада Федоровна умела сочетать основной курс с подготовкой, что получалось у нее прекрасно. Она не "натаскивала" нас на тест, но при этом раз в неделю мы разбирали задания ЕГЭ, постоянно писали эссе и тренировались для устной части. Эта ненавязчивая, но эффективная подготовка помогла мне показать прекрасный результат на экзамене, что является преподавательскими заслугами исключительно Олимпиады Федоровны (дополнительные занятия были уже не нужны). На мой взгляд, это очень важно, потому что таким образом она помогла многим поступить в тот вуз, в который они хотели.
После стандартных уроков в общеобразовательной школе пары Олимпиады Федоровны больше напоминали занятия на курсах, в которых, кстати, с того же года отпала необходимость.
Мы поняли, насколько привыкли к тому, что все занятия проходят исключительно на английском языке, когда через месяц учебы мы впервые услышали, как преподаватель говорит на русском, и все переглянулись в удивлении - настолько непривычным и неожиданным это было для нас.
Особенно приятно, что даже в 11ом классе, когда три ужасные буквы ЕГЭ сводят всех с ума, занятия не превратились в постоянную машину галочек в таблицах. Олимпиада Федоровна выделяла отдельные часы для подготовки к экзамену, но обычные занятия от этого не страдали – мы все также занимались намного более интересными вещами.
Не могу не отметить и то, что Олимпиада Федоровна всегда поддерживает своих учеников - советом ли перед важным экзаменом или олимпиадой или смайликом на полях сочиненного рассказа - мало что мотивирует сильнее, чем такое отношение преподавателя
Три раза в неделю я встречался с идеальным балансом теплоты и жесткости. Ощущение, что в начале года между группой и преподавателем было заключено джентльменское соглашение, и обе стороны относились к нему с чуткостью и уважением. Диалог неукоснительно велся на английском не как родном, но как на обычном — как будто по-другому не было и не будет, и здесь нет ничего необычного. Впервые войдя в этот маленький класс, я попал в сильнейшую группу России, и я сомневаюсь, что то была исключительно заслуга лицеистов. Они просто отходили год к Олимпиаде Федоровне.
Сейчас я учусь в Высшей школе экономики, где, судя по отзывам моих однокурсников, неплохо преподают язык. Но я все еще не могу избавиться от толики презрения к этим парам и даже снобизма, ведь я не просто третий выпуск Лицея НИУ ВШЭ — я выпускник группы Олимпиады Федоровны. Того самого, небольшого клубка концентрации всего живого, рассудительного и настоящего в пристройке на втором этаже.
Не могу не отметить, что Олимпиада Федоровна в соавторстве с Мариной Михайловной Шиловской создала отличное пособие для учеников Лицея НИУ ВШЭ Think and Practice уровня С1. Без преувеличения, для всех преподавателей, оно стало огромным подспорьем в обучении, поскольку помогает учащимся не только значительно повысить уровень владения английским языком, но и включает обширный материал по аспектам ЕГЭ по английскому языку. Увидев это пособие впервые в сентябре и начав по нему работать, мои ученики сказали, что для них огромная честь заниматься по учебному пособию, составленному Олимпиадой Федоровной.
Также не могу не отметить, что для своих коллег Олимпиада Федоровна это именно тот человек, который всегда выслушает, поможет и поддержит.
Не вызывает сомнения, что Олимпиада Федоровна достойнейший кандидат на соискание премии "Золотая Вышка"!
Не преувеличу, если скажу, что ими являются теперь ВСЕ учащиеся Лицея, так как занимаются по пособию, автором которого Олимпиада является. И в этом пособии отражена вся та атмосфера, которая должна быть на занятии, чтобы ребенок овладел-таки иностранным языком.