• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Куренной Виталий Анатольевич, заведующий отделением культурологии, и Хестанов Руслан Заурбекович, профессор отделения культурологии

Кандидатуры предлагает Завалей Анна, менеджер магистерских программ отделения культурологии, от лица преподавателей, сотрудников и студентов отделения культурологии за организацию и проведение Летней школы отделения культурологии в г. Сатка Челябинской области, за организацию и проведение культурологической экспедиции «Культурные эффекты границы»


Кандидатуры предлагает Завалей Анна, менеджер магистерских программ отделения культурологии, от лица преподавателей, сотрудников и студентов отделения культурологии за организацию и проведение Летней школы отделения культурологии в г. Сатка Челябинской области, за организацию и проведение культурологической экспедиции «Культурные эффекты границы»:

"Культурологические экпедиции проводяться отделением культурологии с 2012 года.

В 2014 г. культурологическая экспедиция «Культурные эффекты границы» проводится в форме автомобильной экспедиции, что позволило совместить  исследование дальних территорий и возможность плотного и мобильного исследования отдельных локусов. Экспедиции имеют значительный PR-эффект для отделения культурологии и НИУ ВШЭ в целом, в частности, по результатам экспедиции 2013 года проводилось большое мероприятие в институте Стрелка. Материалы экспедиций используются в самых разнообразных формах – квалификационных и дипломных работах, в форме публикациях участников.

Экспедиция 2014 года проходила вдоль государственных границ ряда стран СНГ (Россия/Грузия, Грузия/Армения). Данный маршрут был выбран, поскольку население некоторых территорий данного региона в течение последних 300 лет неоднократно меняло государственное подданство, политический статус, что создало особый и сложный социо- и этно-культурный ландшафт с заметными элементами русской и советской культуры.

Целями экспедиции были:
а) исследование различных культурных эффектов государственной границы;
б) формирование исследовательских компетенций по комплексному и дискурсивному анализу пространства малых и крупных постсоветских городов.

В программе экспедиции были использоваться различные формы полевой работы (интервьюирование, фото- и киносъемка и т.д.), семинарской работы, также был использован формат установочных лекций и сбора эмпирического материала. Подобного рода полевой опыт позволил студентам выработать практические компетенции, навыки сбора исследовательских материалов в необычной культурной среде, анализировать происходящие события в контексте культурной политики, но также, что немаловажно, расширить опыт взаимодействия с разнообразными культурными контекстами как в России, так и в ближнем зарубежье.

Более подробно об экспедициях отделения культурологии можно прочитать по ссылке.

Летние школы отделения культурологии проводятся с 2011 г.

Куренной Виталий Анатольевич
Куренной Виталий Анатольевич
Летом 2014 г. Летняя школа носила название «Социокультурное развитие муниципального района» и проводилась в городе Сатка Челябинской области (в партнерстве Администрацией Саткинского муниципального района). На недавно прошедшем Московском культурном форуме (16 октября 2014 г.) в рамках дискуссионного блока "Культура и местность: развитие территории через культурную активность и инфраструктуру" Виталий Куренной рассказал о проекте по социокультурному развитию Саткинского района.

В соответствии со Стратегией социокультурного развития Саткинского района* были сформированы несколько исследовательских групп, работа в которых началась еще задолго до самой Летней школы. В 2014 году школа стала не только межфакультетской, но и межуниверситетской: в ней принимали участие представители отделения культурологии и факультета философии НИУ ВШЭ, факультета медиакоммуникаций и факультета политологии НИУ ВШЭ, Сибирского Федерального Университета. Одна из основных задач школы – творческая активизация местных жителей и молодежи, поэтому к участию широко привлекались представители местного сообщества, предлагавшие собственные проекты по развитию территории. В числе гостей школы был главный редактор журнала Русский Репортер Виталий Лейбин.

В школе работа велась по следующим направлениям:

Городская культура Саткинского района

Участники группы занимались изучением сети учреждений культуры для выработки экспертных рекомендаций по обновлению формата мероприятий на основании анализа современного российского и зарубежного опыта (с опорой на результаты аналитического проекта «Современные технологии культурной политики»).

Разработка платформы бренда района

Результаты исследований формируют основу для разработки визуального бренда и брендбука Cатки.

Распределенный образ жизни

Целью исследования было выявить и описать основные формы распределенного образа жизни в городе Сатка, генезис, прагматику и мотивационную структуру практик, проанализировать распределенную экономику с точки зрения ожидаемых хозяйственных и жизненных рисков. Исследовались конкретные пространственные и материальные формы распределенной экономики в контексте городского и жизненного пространства: гаражи, сараи, «стайки». В практическом плане исследование позволит учесть тенденции и прагматику использования элементов распределенного образа жизни в рамках городской планировочной политики и программ городского пространственного развития.

См. статью В.А. Куренного по результатам исследования в Calvert Journal

Медиа-группа

Медиа-группа содействует информационному продвижению района, формированию его имиджа как культурно-исторического и туристического центра. Она создает информационные продукты, которые могут быть представлять район на городских и туристических порталах района, глобальных и общероссийских информационных ресурсах (Google Erth, Panoramio, Googlemaps, yandex-карты, Афиша «Мир»).

Медиа-группой проводилось информационное сопровождения Летней школы на различных медийных площадках. Участники занимались созданием базы фотоизображений района, играющих важную роль для стимулирования локального и регионального туризма, цифровым документирование достопримечательностей и видов района, предварительным этапом электронной реконструкции исторических достопримечательностей.

Культура рабочих старших возрастных групп

Группа занималась анализом социального положения и мировоззрения старшего поколения саткинских рабочих. Участников группы интересовали возрастные диспропорции, ситуация с занятостью людей, потребность и отношение к непрерывному обучению, взгляд рабочих на свою профессиональную жизнь и карьеру, их вкусы, предпочтения и интересы, быт и корпоративная культура рабочей среды.

По результатам исследования создан интернет-проект “Мнети”.

Содействие развитию человеческого капитала

В рамках данного направления исследовалась сфера общего среднего образования, рассматривалось, как различаются школы по уровню социокультурного благополучия их учеников и результатам, которые они показывают. По итогам исследования выявлены недостающие формы взаимодействия между учениками разных разных школ.

Исследование базара в городе Сатка

Предметом исследования была кризисная занятость, анализ того, чем занимаются люди после сокращений на промышленных предприятиях, затронувшие многие малые города страны. В базарах и рынках отражается вся социальная конституция малого города. Исследуя городские торговые точки, участники группы стремились узнать, чем живет город, каковы формы социальной солидарности, каким образом формируется общественное мнение.

По результатам работы школы формируются предложения для Экспертного и Попечительского совета Фонда содействия развитию Саткинского муниципального района в рамках Стратегии социокультурного развития Саткинского района.

Более подробно о летних школах отделения культурологии можно прочитать по ссылке".

---

* Стратегия социокультурного развития Саткинского муниципального района разработана Лабораторией исследований культуры НИУ ВШЭ под руководством В.А. Куренного по результатам полевого исследования, проведенного в августе 2013 года.