Екатерина Тупова, факультет филологии
Кандидатуру предлагает Андрей Немзер, профессор факультета филологии НИУ ВШЭ:
«Екатерина Тупова была моей студенткой, обучаясь в бакалавриате факультете медиакоммуникаций (до реорганизации — отделение деловой и политической журналистики).
Весьма успешно занимаясь своей тогдашней специальностью (была стипендиатом Лукойла, закончила бакалавриат с красным дипломом), Екатерина проявляла особый интерес к истории русской литературы и теоретическому литературоведению. Она отлично (существенно превосходя выдвишавшиеся требования) сдавала экзамены по всем разделам историко-литературного курса, работала ассистентом по этому курсу, а главное — проявила себя незаурядным исследователем.
Под моим руководством Екатерина писала курсовые работы «Л.Н. Толстой — критик В. Шекспира» (2 курс), «Вечное и современное в пьесе Толстого «Живой труп» (3 курс) и выпускную квалификационную работу «Поэтика и символика романа Толстого «Анна Каренина» и периодика 1870-х гг.». По материалам этих работы были сделаны доклады на Открытых студенческих конференциях НИУ ВШЭ (2012, 2013) и Международных конференциях молодых филологов (Тартуский университет, Эстония; 2012, 2013; доклад «Мотивы романа Чернышевского «Что делать?» в пьесе Толстого «Живой труп» (2013) был оценен на тартуской конференции как один из лучших и рекомендован к публикации в сборнике статей молодых ученых; ныне в печати).
Присутствуя на московских и одной из тартуских конференций, я с удовольствием видел, как энергично и квалифицированно Екатерина участвует в дискуссиях по самым разным темам. И не удивлялся, потому что все работы Туповой свидетельствуют не только о целеустремленности и исследовательском вкусе, но и о широте филологического кругозора.
Поступление Екатерины Туповой в магистратуру по факультету филологии (программа: «Компаративистика: русская литература в кросс-культурной перспективе») было совершенно закономерно: сейчас она уже приступила к работе, посвященной сопоставлению романов «Ярмарка тщеславия» и «Войны и мир», т.е. полемическому Толстого с Теккереем.
Другим (не толстовским) темам были посвящены квалифицированные работы: «Typical student» in Russian university: transformation of the public image // University as Res Publica// Россия и Совет Европы: вопросы единой политической повестки дня. — M., 2011. C. 30-40;
Употребление причастий и деепричастий с бы (б) // XIII межвузовская научная конференция студентов-филологов. — СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского университета, 2012. С. 19-20.
Екатерина Тупова участвовала в дополнительных образовательных программах (Германия, Франция, Норвегия), была лауреатом конкурса эссе «Inliberty» (2011) и конкурса научно-исследовательских работ студентов (2011).
За долгие годы своей педагогической работы (не только в НИУ ВШЭ) я не встречал студента, у которого столь высокий уровень интеллектуальной самостоятельности сочетался бы с таким умением и желанием учиться (у «своих» преподавателей, ученых из других Университетов, сверстников, по книгам классиков науки). Я убежден, что Екатерине необходимо заниматься историко-литературной наукой, а ее общительность, чувство юмора, внимание к окружающим, человеческое обаяние позволяют надеяться, что она сможет принести пользы на педагогической стезе. Я рад нашей общей работе и, пожалуй, хоть это и нескромно, горжусь моей ученицей. Потому считаю, что Екатерина Владимировна Тупова достойна премии в номинации «Серебряный птенец — 2013».