• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Барометр экономического поведения домашних хозяйств — четвёртый выпуск

Четвертый выпуск ежеквартального Барометра экономического поведения домашних хозяйств представляет результаты статистического мониторинга уровня жизни и потребительских расходов населения России по октябрь 2024 г. включительно. Текущий выпуск Барометра подводит итоги года в части динамики уровня жизни, потребительских расходов и потребительских настроений, в его фокусе — готовность увеличивать трудовую нагрузку, потребительское поведение на фоне ухода брендов, питание вне дома и экопотребление.

Барометр экономического поведения домашних хозяйств — четвёртый выпуск

Unsplash

Вот несколько ключевых выводов из исследований, представленных в выпуске «Барометра»:

  • Несмотря на рекордно низкие показатели безработицы и растущий объем отработанного времени в расчете на 1 работника, которые фиксирует Росстат, по данным объединенного массива четырех волн ЭПДХ, охватывающего период с июня 2023 г. по май 2024 г., россияне сохраняют высокий потенциал к дальнейшему увеличению трудовой нагрузки: четверо из десяти опрошенных (41%) готовы работать больше часов ради увеличения личного дохода. И хотя к весне 2024 г. эта готовность сократилась на 8 п.п., что свидетельствует о постепенном исчерпании резерва переработок, каждый третий опрошенный выражает желание еще больше нарастить трудовую нагрузку. Напротив, пожертвовать частью дохода ради увеличения досуга согласны лишь 8% опрошенных.
  • По данным Росстата, отличительной особенностью уходящего 2024 г. стали высокие темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения. В III кв. 2024 г. они увеличились на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и на 10% превысили уровень десятилетней давности (III кв. 2014 г.). Основной источник роста – быстрое увеличение заработных плат на крупных и средних предприятиях и организациях, выплаты военнослужащим. Наряду с этим в 2024 г. произошло увеличение значимости доходов от собственности и от предпринимательской деятельности в структуре доходов: в III кв. на каждый из них пришлось по 8% всех денежных поступлений.
  • Стимулирование интереса населения к сберегательной модели поведения привело к постепенному замедлению темпов роста розничного товарооборота во второй половине года. Если в феврале-марте 2024 г. в сопоставимых ценах товарооборот вырос на 11-12% к соответствующему периоду 2023 г., то в октябре 2024 г. он увеличился всего на 4,8% по сравнению с октябрем 2023 г.
  • Пик потребительского оптимизма был пройден весной нынешнего года: в марте – апреле 2024 г.; вторая половина 2024 г. отмечена постепенным охлаждением субъективных потребительских настроений населения, в ноябре 2024 г. индекс потребительских настроений зафиксировался на уровне 104 пункта.
  • Согласно данным ЭПДХ, весной 2024 г. абсолютное большинство россиян (77%) утверждали, что за последние три месяца перед опросом не сталкивались с ситуацией, когда не могли купить нужные им товары иностранных марок из-за ухода их производителей из России. Основной стратегией тех, кто столкнулся с отсутствием нужных им иностранных товаров, была замена их на доступные в России аналоги других марок (58% опрошенных). Вторая по распространенности стратегия – отказ от покупок (15%).
  • Данные Росстата свидетельствуют об устойчивом росте оборота общественного питания в сопоставимых ценах, в том числе на душу населения. По данным ЭПДХ, расходы на питание вне дома имеют порядка половины российских домохозяйств и половины взрослого населения 18 лет и старше, а среди работающих – около 60%. При этом сумма трат на питание вне дома у работающих почти на треть превышает аналогичный показатель неработающих. В 2023-2024 гг. средний рост расходов на питание вне дома опережал рост расходов на питание дома и темпы инфляции, одновременно увеличивался разброс в величине расходов на питание вне дома.
  • Согласно данным онлайн-опроса жителей российских городов, проведенного весной 2024 г., за последние 12 месяцев половина опрошенных были вовлечены хотя бы в один из видов экологически ответственного потребления. Отказывались от покупок по экологическим соображениям 30% горожан, тогда как совершали любые покупки по этим мотивам – 41%.

Материал подготовлен в рамках Большого проекта НИУ ВШЭ «Экономическое поведение домашних хозяйств» (руководители – к.э.н. О.В. Синявская; И.А. Груздев; Е.В. Кручинская).

Редактор выпуска – заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.

Представленный в исследовании материал основан на данных оперативной статистики Росстата по потребительским расходам домашних хозяйств, статистики Банка России, а также на материалах регулярного опроса «Экономическое поведение домашних хозяйств», охватывающего население России в возрасте 18 лет и старше и реализуемого в НИУ ВШЭ с июня 2023 г. (далее – ЭПДХ ВШЭ). В анализ включены четыре волны исследования: ЭПДХ-1 – июнь-июль 2023 г., ЭПДХ-2 – сентябрь-ноябрь 2023 г., ЭПДХ-3 – декабрь 2023 г. – февраль 2024 г., ЭПДХ-4 – март-май 2024 г.