• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Занятость, доходы, потребление: что показывает статистика по итогам 2023 года

Очередной выпуск «Барометра экономического поведения домашних хозяйств», первый в этом году, представляет результаты статического мониторинга занятости и потребительских расходов населения России по январь 2024 г. включительно. Выпуск фокусируется на потреблении платных услуг, финансовом поведении домохозяйств и их обеспеченности товарами длительного пользования и автомобилями, особенностях проведения досуга и доступности для работающих россиян социальных льгот и услуг, предоставляемых работодателем.

Занятость, доходы, потребление: что показывает статистика по итогам 2023 года

iStock

Вот лишь несколько ключевых выводов из исследований, представленных в выпуске «Барометра»:

  • В 2023 г. зафиксированы рекордные показатели численности занятых (73,6 млн чел. — максимум с 2017 г.) и безработных (2,4 млн чел. — минимум с 2017 г.). Осенью 2023 г. чуть более трети наемных работников на российском рынке труда были охвачены социальными льготами и услугами, предоставляемыми за счет работодателя. Самые распространенные льготы — оплата обучения или курсов повышения квалификации (15,6% работников), компенсация ДМС или ведомственная медицина (14,2% работников), бесплатное питание (10,6% работников).
  • К началу 2024 г. доля домохозяйств, у которых отсутствуют ликвидные сбережения, выросла на 6,3 п.п. по сравнению с серединой 2023 г. и составила 61,0%. При этом доля тех, кто имеет задолженности по обязательным платежам и просрочки по кредитам, за полгода сократилась почти вдвое — с 3,8% в середине 2023г. до 2,0% в начале 2024 г.
  • Субъективные потребительские настроения населения быстро улучшаются: в феврале 2024 г. индекс таких настроений достиг рекордных за последнее десятилетие 109 пунктов, поднявшись с 80 пунктов в марте 2022 г. (данные ИнФОМ по заказу Банка России). Высокий уровень потребительского оптимизма основан в первую очередь на ожиданиях улучшения положения дел в экономике страны и будущего роста личных денежных доходов.
  • В целом за 2023 г. Росстат фиксирует рост объема потребления платных услуг на 5% в сопоставимых ценах. Наиболее высокие темпы роста по-прежнему демонстрируют относительно новые виды услуг, связанные с цифровизацией, развитием платформенной экономики. Например, в январе 2024 г. объем услуг курьерской доставки составил 159,3 % по сравнению с январем 2023 г., а электронных услуг и сервисов в области ИКТ — 203%.
  • Просмотр телевизора остается не только самым распространенным видом досуга (72% россиян смотрят ТВ ежедневно), но и самым продолжительным (в среднем за неделю россияне тратят на него около 3 часов в день). То, что молодое население не смотрит телевизор, — миф, однако онлайн-досуг действительно играет в их жизни более важную роль и занимает треть их свободного времени.

Материал подготовлен в рамках Большого проекта НИУ ВШЭ «Экономическое поведение домашних хозяйств».

Редактор выпуска — заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.

Представленный в исследовании материал основывается на данных оперативной статистики Росстата по доходам и сбережениям домашних хозяйств, статистике и публичных материалах исследования инфляционных ожиданий и потребительских настроений (ИнФОМ) Банка России, а также на данных специального обследования населения России по вопросам экономического поведения домашних хозяйств (ЭПДХ), реализуемого в НИУ ВШЭ с июня 2023 года.