Состоялся четвёртый открытый семинар научно-учебной группы «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»
27 апреля в 19:00 прошёл четвёртый открытый семинар Научно-учебной группы «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города».
Первый доклад – «Стратегии адаптации коллективов школ к экстренному переходу на дистанционное обучение в период пандемии» представила стажер-исследователь Лаборатории инноваций в образовании, НИУ ВШЭ, участница НУГа, Анастасия Андреева.
Второй доклад – «Стратегии использования интернета сельскими школьниками в образовательных целях» представила стажер-исследователь МЛ исследований социальной интеграции, Екатерина Шалонская.
В роли дискутанта выступил Сергей Геннадиевич Давыдов, к.филос.н., ст.н.с. МЛ исследований социальной интеграции, аналитик МЛ прикладного сетевого анализа, доцент ФСН НИУ ВШЭ.
Почему переход на дитанционное обучение — это шоковая инновация для школ?
Переход на дистанционное обучение может рассматриваться как инновационный процесс, так как и он привнёс множество новых практик в систему школьного образования в нашей стране. Для проведения уроков в новых реалиях учителя стали использовать новые цифровые инструменты, которые они вряд ли решили бы освоить вне пандемии. При этом переход на дистанционное обучение проходил в очень сжатые сроки, а школы были не готовы к этой ситуации, поэтому эту инновацию можно охарактеризовать как шоковую.
Какие стратегии использовали различные школы для адаптации к этой «шоковой инновации»?
Органы местного и федерального управления дали общие рекомендации по решению проблемы проведения уроков в новом формате, а конкретные решения, которые подходили той или иной школе, принимались самими школами непосредственно. То есть — именно отдельно взятые школы сыграли значимую роль в процессе ускоренной адаптации к дистанционному формату обучения.
Докладчик выделяет несколько классификаций таких стратегий.
Например, их можно разделить по критерию уровня контроля со стороны администрации школ по отношению к учительскому коллективу. В каких-то школах представители администрации стали сильнее контролировать деятельность учителей с целью повышения квалификации учителей в сфере использования цифровых инструментов при проведении уроков в онлайн-формате — для улучшения эффективности учебного процесса. Однако в других школах администрация, наоборот, старалась не добавлять стресса к, и без того непривычной, ситуации и давала учителям больше свободы в их работе.
Анастасия также отмечает, что в одних школах учителя старались использовать уже знакомые инструменты при проведении уроков (WhatsApp, электронную почту), а в других школах — учителя были более открыты к чему-то новому и более эффективному. Докладчик называет учителей, которые не сразу открываются к использованию новых цифровых инструментов на уроках — техно-пессимистами, а открытых к этим методам учителей — техно-оптимистами.
Также, школы по-разному относились к стрессу, который охватил многих учителей и учеников в связи с «шоковой инновацией», вызванной появлением дистанционного формата. Докладчик отмечает, что в каких-то школах стресс считался нормой в сложившейся ситуации и его старались просто пережить, а в других школах старались снизить уровень стресса и больше заботиться о коллективе и его ментальном состоянии.
Сельская местность в России: особенности и специфика
Чтобы разобраться в особенностях использования сельскими школьниками интернета в своем обучении, нужно, прежде всего, понять специфику сельской местности. Об этом и рассказала Екатерина Шалонская: она отмечает, что в своем исследовании она работала с разными поселениями Новосибирской области и заметила, что у всех поселений разные условия жизни и атмосфера. Более того, докладчик характеризует сельскую местность неравномерно заселенной, имеющей свои уникальные традиции, со слабой связью между территориями и особым самовосприятием её жителей.
От чего же зависит процесс использования интернета в сельских школах? Какие барьеры существуют в этом процессе?
Во-первых, ключевую роль в этом играет администрация школы, ведь именно она распоряжается той техникой, которая имеется в школе. То есть, это зависит того, сколько компьютеров и других видов оборудования администрация выдает на каждый класс.
Во-вторых, не мало важную роль играет также и готовность самих учителей использовать выданную администрацией технику на своих уроках. Например, раннее были упомянуты учителя техно-оптимисты и техно-пессимисты, которые по-разному относятся к внедрению цифровых методов в образовательный процесс. Далеко не все учителя, как отмечает докладчик, готовы использовать что-то кроме привычных презентаций или проекторов.
В-третьих, в сельские школы редко проводят качественный и стабильный интернет, поэтому учителя привыкли пользоваться своим мобильным интернетом на уроках. Возможно, бОльшая доступность интернета в сельских школах могла бы послужить драйвером для внедрения цифровых инструментов в учебный процесс сельскими учителями.
Так, докладчик разделяет барьеры в использовании интернета сельскими школьниками в образовательных целях на психологические (выражены в готовности учителей использовать цифровые методы на уроках) и физические (выражены в доступности необходимого оборудования и техники)
А были ли учителя из сел, которым понравилось дистанционное обучение и те новшества, которые оно привнесло в школьное образование?
Докладчик делает вывод, что чем лучше школа была готова к дистанционному обучению, тем больше учителей считало, что дистанционное обучение повысит качество знаний и эффективность образовательного процесса.
Однако в тех школах, где к «шоковой инновации» готовность была значительно хуже, учителя отмечали, что нехватка живого общения с учениками и удалённый формат обучения словно исключают сельских школьников из общего образовательного процесса. Они видели в этом барьер к их дальнейшему поступлению и построению карьеры.
Презентация Анастасии Андреевой:
Семинар4_НУГ_Стартагии_адаптации (PDF, 9.24 Мб)
Запись семинара: НУГ семинар №4
Андреева Анастасия Александровна
Лаборатория инноваций в образовании: Стажер-исследователь
Давыдов Сергей Геннадьевич
Международная лаборатория исследований социальной интеграции: Старший научный сотрудник
Шалонская Екатерина Владимировна
Международная лаборатория исследований социальной интеграции: Стажер-исследователь