Состоялся девятый открытый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»
31 января 2024 году прошел первый в 2024 году семинар научно-учебной группы на тему "Низовые инновации в школах: роли сотрудников школы в их зарождении".
Выступающие, участники НУГ, Анастасия Андреева, Максим Гурин и Дарья Мирошникова рассказали о ролях сотрудников школ (директоров, заместителей директоров и учителей) в зарождении низовых инноваций в школах, проанализировав 90 интервью с сотрудниками школ Пермского края.
Авторы доклада выделили такие роли как инициатор проекта, автор(ы) содержания, поддерживающий, мотиватор и коммуникатор.
Инициатор - это тот, кто принёс новый для школы проект. Иногда инициаторы придумывают абсолютно новые решения, в других – адаптируют под условия и задачи школы то, что уже было создано за рамками этой школы.
Автор содержания - участвует в обсуждении идей новых проектов, продумывает как идею воплотить в жизнь как с точки зрения наполнения проекта, так и с точки зрения плана его реализации.
Поддерживающий - это сотрудник, заинтересованный в работе проектов, но не занятый в них. Поддерживающий помогает создавать и развивать проект, прилагает усилия к развитию инновационного климата школы.
Мотиватор выражает эмоциональную поддержку педагогам-инноваторам, содействует их саморефлексии, подчеркивая сильные стороны, и помогает инноватору ощутить эффекты проделанной работы и её важность.
Задача коммуникатора - это связь школы и внешнего мира через выстраивание и поддержание партнёрств с организациями или отдельными людьми, которые дают возможность для усовершенствования существующих в школе проектов или создания новых.
В заключение докладчики сделали три основных вывода:
1) На основе исследовательской литературы выделили функции сотрудников школ в процессе зарождения низовых инноваций в школах: создание и реализация идеи, мотивация сотрудников, создание инновационного климата, выстраивание партнерств с внешними акторами. Выступающие предложили следующую классификация ролей в зарождении низовых инноваций: инициатор, автор содержания проекта, мотиватор, поддерживающий и коммуникатор.
2) Позиция в организационной иерархии школы обуславливает не то какую роль в процессе зарождения низовых инноваций сотрудник может исполнять, а то как именно он это делает, то есть различия в формате исполнения роли, а не между ролями.
3) Заместители директоров мигрируют между позицией учителя и управленца: для них характерны форматы выполнения ролей, выделенных как для учителей, так и для директоров, зачастую не выделяется специфического формата, совершенно отличного от этих групп.
![](/data/2024/02/16/2096014961/Screenshot_1.png)
Дискусантом выступила Павленко Екатерина Сергеевна, директор Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ, она отметила, что чем населенный пункт и соответственно школа меньше, тем уровни, должности и их действия, контакты более тесные, отсюда другой эффект с внедрением и реализацией инноваций. Екатерина Сергеевна уточнила в чем разница между выделенными ролями поддерживающего и коммуникатора, и посоветовала более детально рассмотреть данные роли.
Мария Андреевна Козлова, руководитель НУГ, рекомендовала обратить исследовательское внимание группы на то, как соотносятся роли и формы их исполнения сотрудникам школ с и их обязанностями в соответствии с нормативными актами.
Присоединяйтесь к следующим открытым семинарам НУГ!
Запись семинара: НУГ_семинар №9
Презентация:
Семинар_НУГ_9_роли_сотрудников_школы_в_их_зарождении (PDF, 437 Кб)
Ссылка на телеграм-канал НУГ: https://t.me/edu_friendly