• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся девятый открытый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»

31 января 2024 году прошел первый в 2024 году семинар научно-учебной группы на тему "Низовые инновации в школах: роли сотрудников школы в их зарождении".

Состоялся девятый открытый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»

Выступающие, участники НУГ, Анастасия Андреева, Максим Гурин и Дарья Мирошникова рассказали о ролях сотрудников школ (директоров, заместителей директоров и учителей) в зарождении низовых инноваций в школах, проанализировав 90 интервью с сотрудниками школ Пермского края.

Авторы доклада выделили такие роли как инициатор проекта, автор(ы) содержания, поддерживающий, мотиватор и коммуникатор.

Инициатор - это тот, кто принёс новый для школы проект. Иногда инициаторы придумывают абсолютно новые решения, в других – адаптируют под условия и задачи школы то, что уже было создано за рамками этой школы.

Автор содержания - участвует в обсуждении идей новых проектов, продумывает как идею воплотить в жизнь как с точки зрения наполнения проекта, так и с точки зрения плана его реализации.

Поддерживающий - это сотрудник, заинтересованный в работе проектов, но не занятый в них. Поддерживающий помогает создавать и развивать проект, прилагает усилия к развитию инновационного климата школы.

Мотиватор выражает эмоциональную поддержку педагогам-инноваторам, содействует их саморефлексии, подчеркивая сильные стороны, и помогает инноватору ощутить эффекты проделанной работы и её важность. 

Задача коммуникатора - это связь школы и внешнего мира через выстраивание и поддержание партнёрств с организациями или отдельными людьми, которые дают возможность для усовершенствования существующих в школе проектов или создания новых.

 

В заключение докладчики сделали три основных вывода:

 1) На основе исследовательской литературы выделили функции сотрудников школ в процессе зарождения низовых инноваций в школах: создание и реализация идеи, мотивация сотрудников, создание инновационного климата, выстраивание партнерств с внешними акторами. Выступающие предложили следующую классификация ролей в зарождении низовых инноваций: инициатор, автор содержания проекта, мотиватор, поддерживающий и коммуникатор.

2) Позиция в организационной иерархии школы обуславливает не то какую роль в процессе зарождения низовых инноваций сотрудник может исполнять, а то как именно он это делает, то есть различия в формате исполнения роли, а не между ролями.

3) Заместители директоров мигрируют между позицией учителя и управленца: для них характерны форматы выполнения ролей, выделенных как для учителей, так и для директоров, зачастую не выделяется специфического формата, совершенно отличного от этих групп.



Дискусантом выступила Павленко Екатерина Сергеевна, директор Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ, она отметила, что чем населенный пункт и соответственно школа меньше, тем уровни, должности  и их действия, контакты более тесные, отсюда другой эффект с внедрением и реализацией инноваций. Екатерина Сергеевна уточнила в чем разница между выделенными ролями поддерживающего и коммуникатора, и посоветовала более детально рассмотреть данные роли. 

Мария Андреевна Козлова, руководитель НУГ,  рекомендовала обратить исследовательское внимание группы на то, как соотносятся роли и формы их исполнения сотрудникам школ с и их обязанностями в соответствии с нормативными актами.

Присоединяйтесь к следующим открытым семинарам НУГ!

Запись семинара: НУГ_семинар №9

Презентация:  

Семинар_НУГ_9_роли_сотрудников_школы_в_их_зарождении (PDF, 437 Кб) 

Ссылка на телеграм-канал НУГ: https://t.me/edu_friendly